logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Новые тенденции в развитии политической власти

В последние десятилетия в различных странах и в целом в мире сформировались новые тенденции в развитии политической власти.

1. Основная тенденция – демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества.

2. Вторая тенденция – интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информационных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран.

3. Третья тенденция – разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти.

4. Четвертая тенденция – негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность.

5. Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных группировок и заинтересованных лиц. Развивается коррупция.

Лекция №6

Государство. Президентская и парламентская система власти

1. Государство: черты, теории происхождения, типы. Формы правления.

2. Основные характеристики президентской и парламентской республики.

3. Главные "модели" президентской и парламентской республики наших дней, их особенности.

4. Современный Российский вариант президентской  республики: важнейшие характеристики.

1 вопрос

Пожалуй, нет такого вида человеческой деятельности, которую в той или иной мере не регулировало или контролировало, разрешало или запрещало государство. От системы социальной поддержки до охраны порядка, от выделения бюджетных мест в высшие учебные заведения до обеспечения национальной безопасности, от ограничения свободы до вручения государственных наград, премий и т.д. В поле зрения государства находятся брак и развод, вопросы усыновления и лишения родительских прав. Неудивительно, что политологию часто понимают как науку о государстве

Что же такое государство?

Длительное время отсутствовало терминологическое разграничение понятий «общество» и «государство». Попытку разграничения предпринял Никколо Макиавелли, который для обозначения государства ввел понятие stato. В обыденном смысле понятие государства отождествляется с такими, как страна, отчизна, нация (российское, американское, французское государства).

В современной политологии существует несколько подходов к содержанию понятия государства.

Идеологический подход (Г.В.Ф.Гегель) рассматривает государство как некое этическое сообщество, в котором побеждается «всеобщий эгоизм» гражданского общества и люди ограничивают свои собственные интересы во имя общего блага.

Функциональный подход акцентирует на выяснении роли и цели государственных институтов (поддержание общественного порядка и стабильности).

Организационный подход (сегодня считается наиболее оптимальным) рассматривает государство как комплекс институтов, имеющих публичную природу, т.е. тех, которые отвечают за реализация коллективных интересов и финансируются за счет общества. Данный подход проводит четкое разграничение между обществом и государством.

Происхождение современного государства можно вести от Европы ХУ-ХУ1 вв., когда возникли институты централизованного управления. Организационный подход также позволяет уяснить фразу «расширить сферу государства» или наоборот «сократить», т.е. увеличить (уменьшить) ответственность государства, увеличить или сократить государственный (чиновничий) аппарат.

Государство отличают от других институтов следующие черты:

1. Суверенность, т.е. абсолютная и неограниченная власть над всеми другими общественными структурами;

2. Публичность в противовес «частным» интересам и институтам гражданского общества. Публичные (государственные) органы отвечают за принятие и проведение в жизнь всеобщих, коллективных решений, тогда как институты гражданского общества (например, профсоюзы, частные предприятия и др.) – частных интересов:

3. Легитимность, т.е. решения государства принимаются большинством как обязательные к исполнению, так как считается, что они принимаются для всеобщего блага.

4. Суверенное право издания законов и правил, обязательных для населения.

5. Монополия на «законное осуществление насилия» и наказание тех, кто не исполняет принятые законы.

6. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения, формирование общенационального бюджета.

7. Территория, так как юрисдикция государства имеет свои географические пределы и охватывает только тех, кто живет в его границах.

Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

- развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;

- возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;

- завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

- демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

- психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории "общественного договора" создавалось американское государство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;

- антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, "есть естественная форма общежития"110. Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют современные естественноисторические концепции государства, которые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сторонники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликтности.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.