logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Формы правления

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики.

В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.

Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира (например в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).

Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик - второй основной формы правления.

В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.

В современной специальной,  то есть профессиональной политологической литературе термин "форма правления" употребляется более широко.  Он применяется также при описании и определении подтипов или разновидностей самой республиканской формы организации государственной  власти. Его дериватами (производными) в данном случае выступают "президентская форма правления" и "парламентарная (или парламентская) форма правления". Было бы поэтому значительным упущением в политическом  образовании учащейся молодежи пренебрежение темой,  связанной  с  выяснением того,  что такое президентская и парламентская формы правления.  Практическая значимость для  студента  российского  вуза хорошего знания основных характеристик, различных разновидностей республики наших дней диктуется отнюдь  не  чисто академическими соображениями,  но прежде всего тем обстоятельством,  что Россия пока лишь примеряет  на себя одну  из  организаций своего государства - а  именно  президентскую форму правления.

2 вопрос.

Начнем  с  уточнения самого категориального аппарата.  Из существующих подходов к проблеме наиболее взвешенным  представляется сегодня так называемый "традиционный" или "классический", то есть выделяющий в качестве основных форм правления  республику  и монархию. В свою очередь,  в рамках республиканской формы правления обоснованнее всего выделять:

президентскую

полупрезидентскую (президентско-парламентскую)

парламентскую (или парламентарную) системы.

  Некоторые  специалисты,  прежде всего юристы-государствоведы,  выделяют  также суперпрезидентскую (или  ультрапрезидентскую)  систему,  хотя  не  лишено  оснований рассматривать ее в качестве подвида  президентской  республики. В конечном итоге,  нас будут интересовать прежде всего основные характеристики президентской  и  парламентской систем,  а также все больше распространяющийся  в последние годы  промежуточный  между ними тип - "полупрезидентская" республика.

Президентская республика во всех ее разновидностях  (включая "полупрезидентскую") является  на сегодня наиболее распространенной в мире системой правления.  Из 183 стран,  входивших в ООН на начало 1993  года,  более  130 имели в своей политической системе институт или пост президента.  Возникшая на протяжении 1990-х годов целая группа новых независимых государств из-за особой склонности к президентской системе правления еще более укрепила позиции этой последней и на сегодня,  по некоторым данным, уже почти 90% государств мира из 226 стран имеют в своем устройстве пост президента.

Наличие такого поста не означает  однако  существования президентской республики.  Пост президента имеется и в странах с парламентарной системой правления.  Поэтому  необходимо  различать властные полномочия и возможности президента при парламентской  и собственно  президентской  системах  правления.  При этом следует иметь в виду,  что феномен президентской власти не ограничивается только относящимися  к  президентству  конституционными и другими правовыми нормами.  Очень большое значение имеет соотношение этих норм с  конкретной политической практикой конкретных президентов. Надо учитывать также,  что учреждение в той или иной стране поста президента не  означает  одномоментного  возникновения  института президентства с необходимо присущими ему нормативными актами, соответствующими структурами  различных уровней,  тесными связями с другими политическими институтами и обществом в целом.  Становление института  президентства ( в нашей стране, в том числе)  –  длительный исторический процесс.

Соответственно, и полномочия президента  при  различных  системах правления и в разных странах могут различаться и видоизменяться в самых широких пределах. Тем не менее, основные из этих полномочий вполне возможно  систематизировать таким образом,  чтобы представить себе и основные различия между системами президентской,  полупрезидентской  и  парламентской  республик. 

Президентская республика - это такая  система  правления, при которой 

а) высшее  должностное лицо государства играет решающую роль в определении состава исполнительной власти;

б) руководстве деятельностью высших органов исполнительной власти,  государственного  аппарата;

в) в наибольшей степени определяет политический курс, политическое развитие страны.

Как  же  сформировалась такая система правления? Откуда взялось само понятие "президент"?

Термин "президент" происходит от латинского presidente,  что буквально означает "сидящий впереди",  а в  переносном  смысле  - председательствующий, стоящий во главе. От первоначального смысла слова "президент" возникла  впоследствии  целая  группа  названий должностей, в том числе,  например, президент сената. Возникновение же института президентства,  особенно как ключевого звена системы президентской республики,  непосредственно связано с процессом формирования структур исполнительной  власти  в  Соединенных Штатах Америки.  В построении федеральной исполнительной власти США утвердился принцип единоначалия.  Глава  федеральной  исполнительной власти стал именоваться, согласно американской Конституции,  Президентом Соединенных Штатов  Америки.  Такое наименование связано не только с желанием специально подчеркнуть особый статус высшего должностного лица,  но  и с тем,  что в ряде североамериканских штатов в то время главы исполнительной власти назывались не губернаторами,  как сейчас, а президентами. Так Соединенные Штаты стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства.

Институт президентства быстро превратился в один из  важнейших в политической  системе.  Особую  роль  и значение придали ему не только различные нормативные акты и сопутствующие структуры, но и практика избрания  президента  в  ходе  всенародного голосования. Приходя к власти в соответствии с волеизъявлением народа,  непосредственно от  него получая свой мандат,  президент получает возможность в случае необходимости противостоять  парламенту,  диктовать ему свою волю,  обходить не устраивающие его решения законодательной власти.  Сосредоточение в руках президента огромной региональной власти,  использование им не только законодательно определенных, но и так называемых "подразумеваемых" полномочий чревато угрозой  крена к режиму личной власти.  Опасность этого особенно велика там,  где президент обладает  почти  неограниченными или очень слабо ограниченными и контролируемыми полномочиями,  то есть при системах так называемой суперпрезидентской республики. Такие системы отличаются

– особым перекосом власти в пользу исполнительных структур  и  прежде  всего  их главы,

– "маргинализацией"  представительных,  контролирующих и судебных органов в условиях,  как правило неразвитости гражданского общества

– отсутствие  подлинной  независимости средств массовой информации.

  Несмотря на  широкое  распространение  президентской  системы правления в современном мире и во многом  универсальный  характер одноименного ей института, президентскую республику вряд ли можно рассматривать в качестве  оптимальной  "модели"  государственного устройства. Имеющаяся  практика  не  дает оснований утверждать об особой эффективности  системы  президентского  правления.  В  еще меньшей степени  институт  президентства является критерием и гарантом демократического политического устройства государства. Отсюда поэтому  приверженность  многих стран системе парламентарной (или парламентской) республики.

Истоки современного  парламентарного  государственного  устройства восходят еще к характерным для первобытнообщинного и  античного миров  формам общественно-политического самовыражения человеческих сообществ через представительные  образования.  Первые же парламенты в их нынешнем понимании появились в Европе (в Испании, Скандинавии,  Исландии) в  ХI-ХП  веках.  Собственно слово "парламент" впервые  было употреблено в Англии на  рубеже  ХШ-ХIV веков и именно там же оно стало употребляться для обозначения регулярно собираемого  представительного совещания по государственным делам.  Как США стали образцом для  формирования  и  развития систем президентского правления,  так и Великобритания стала примером для подражания сторонникам и парламентской  республики.  Исполнительная власть в ней возглавляется премьер-министром, который может называться по-разному.  Так,  например,  в ФРГ он  именуется  канцлером.  Глава правительства является,  как правило, одним из ведущих лидеров наиболее влиятельных  партийных политических фракций  в парламенте.  Формируемое им правительство ответственно только перед парламентом.  Члены правительства,  подотчетные его  главе,  осуществляют практическое руководство важнейшими сферами жизнедеятельности общества и государства. Изменения в  составе  и  курсе правительства диктуются в первую очередь состоянием дел в парламенте. Таким образом, парламентская республика - это система правления, важнейшие черты и особенности которой определяются волей высшего представительного органа страны.