logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Эдмунд Бёрк (1729—1797)

Английский государственный деятель и политический мыслитель, считающийся основателем англо-американской консервативной традиции. Репутация Бёрка как убежденного консерватора закрепилась за ним после выхода нескольких его работ, в том числе «Размышлений о Французской революции» (1790), содержавших резкую критику событий во Франции (хотя к Американской революции он отнесся с куда большей симпатией). В особенности Бёрк не принимал попыток перестроить общество на основе «абстрактных» принципов свободы, равенства и братства: политическая мудрость, утверждал он, коренится не в этом, а в опыте, традиции и истории. Он, однако, допускал, что французский абсолютизм во многом сам был виновником своих несчастий, ибо не признавал принципа «измениться, чтобы сохранить». Для государства у Бёрка были лишь самые пессимистические оценки: оно, утверждал он, может разве что предотвратить зло, но никак не содействовать добру и благу. Рыночные силы рассматривались им как сфера действия «естественных законов».

1. Общая характеристика: консерваторы основной акцент делают на решении конкретных проблем на практике, вместо теоретизирования идеалов, планов, схем.

Основополагающие ценности::

– «сохранить накопленное», то, что прошло проверку временем: традиции, обычаи, институты;

– прагматизм, т.е. установка на опыт, ориентация на достижение практических целей;

– иерархия;

– собственность.

С либерализмом много общего: идея рынка, частной собственности, правовое государство.

Отличия:

2. Патерналистский консерватизм (кон.Х1Х-сер.ХХ в.) явился ответом на угрозу социальной революции вследствие резкого социального расслоения общества и недовольства низшими слоями своим положением. Желание сохранить свое привилегированное положение в социальной иерархии обусловило появление новых идей:

– «реформа сверху» лучше, чем «революция снизу»;

– реализация принципа благоразумия и социальной ответственности перед обществом;

– социальная ответственность – это цена, которую люди, имеющие власть и собственность платят за свои привилегии;

– реализация принципа «единой нации», т.е. не только стабилизация экономики, но и сохранение прежней социальной иерархии;

– стратегия «среднего пути» (1950-е г.) (Г.Макмиллан, Р.Батлер) – это «золотая середина» между свободным капитализмом (laissez-faire), с одной стороны, и централизованным социалистическим планированием экономики, с другой;

3. «Новые правые» ( с1970-х гг.) радикально отклонились от практики государственного вмешательства и социальных ценностей, так как закончился послевоенный экономический подъем, основанный на социальной демократии. Они критиковали недавно рожденное социальное государство, называя его "перегруженным государством. По их мнению,  оно взяло на себя непосильные функции, что привело к застою общества. 

Идеи «новых правых» нашли свое отражение в политике знаменитых консерваторов в Англии Маргарет Тетчер – «тэтчеризм» и Рональд Рейган – «рейганизм» в США. Их направленность – сдвиг от регулируемой к рыночной экономике. Социальная поддержка порождает иждивенческие настроения. Вспомните знаменитую фразу М.Тэтчер: «Бесплатный сыр, господа, бывает только в мышеловке», которая как нельзя лучше раскрывает позицию новых консерваторов.

В связи со складывающейся неблагоприятной ситуацией «новые» внесли следующие предложения по оживлению  экономической конъюнктуры:

– ограничить до минимума государственное вмешательство в социально-экономическую сферу; 

–  приватизировать  ранее национализированные отрасли  и фирмы; 

– отказаться от государственной поддержки слабых предприятий ("хромых уток"); 

– сделать ставку на  развитие мелкого бизнеса и частного предпринимательства, стимулируя конкуренцию; 

–  усилия  государства  в  социально-экономической сфере сосредоточить  исключительно  на  помощи неимущим, а здоровые люди сами должны себя обеспечивать.

Сильное государство неоконсерваторы понимали как государство с развитыми политическими функциями,  с твердой,  самостоятельной внешней и внутренней политикой. 

Если обратиться к опыту Великобритании в период нахождения у власти М.Тэтчер, то обращает на себя внимание  новый  подход  во взаимоотношениях государства и общества:

1. Было приватизировано 2/3 госсектора  (900  тысяч  рабочих мест).

2. В 1979 г.  только 5%  взрослого населения имели акции, а в 1982 г.  уже 30%. 

3. В 60-70-х гг.  имелось 1,7 млн.  мелких  фирм, позднее их  стало  около  3 млн.  Выросло количество бизнесменов, имеющих свое дело, с 3,7 млн. до 7 млн.

4. Возросла конкуренция между людьми наемного труда. В результате производительность труда в 80-е годы выросла на 50%  в экономике в целом, а в машиностроении - на 80%.

5. Рост уровня жизни составил 35%, средняя зарплата - также 35%. 

6. Налоги на доходы предпринимателей, напротив, уменьшились с 35 до 25%.

7. Расходы на медицину и на образование увеличились.

Но в политике тэтчеризма имелись и негативные последствия, а именно: углубились социальные контрасты.  В  1979  г.  количество лиц, живущих ниже черты бедности,  составило 9,4 млн.  человек. В то же время 2% населения получало больше доходов, чем 75% населения. Число  бездомных  удвоилось  и  составило 112 тысяч человек. Уровень социальных услуг стал неадекватен уровню жизни.  Все  это сыграло не последнюю роль в вынужденном уходе М.Тэтчер из большой политики.