logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Формирование гражданского общества

Гражданское общество – историческое образование.  Оно возникает после государства на определенной ступени  развития  общественных отношений в ходе их эволюции. Когда общество освобождается от сословных, феодальных пут, от всевластия государства, именно в этот момент  и  рождается гражданское общество. 

Признаки гражданского общества:

• полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

• самоуправляемость;

• конкуренция образующих его структур и различных групп людей; • свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

• всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

• жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации;

• многоукладность экономики;

• легитимность и демократический характер власти;

• правовое государство;

• сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей

  Следует  помнить,  что предпосылки гражданского общества возникают уже в античное время.  Затем они  усиливаются  в период средневековья,  особенно  в  период  позднего феодализма и раннего капитализма (первоначальное накопление капитала). В эпоху капитализма и посткапиталистического развития гражданское общество обретает новые  функциональные  и  институциональные параметры и характеристики.

Проблема в данном случае заключается в  том,  что  институты гражданского общества  нельзя создать по указу сверху.  Этот процесс должен происходить постоянно и  постепенно.  Гражданское  общество никто не строит, оно развивается самостоятельно. Задача же государства состоит в том,  чтобы создать для  этого  необходимые условия, а именно - демократизировать все государственные и социальные структуры,  поднять общую и политическую культуру, развить рыночные отношения,  расширить  практику  самоуправления  во всех сферах общественной жизни. Причем делать это последовательно, поэтапно.

Полезно  посмотреть на имеющийся мировой опыт в этом вопросе.

В Европе уже с конца Х1Х века ведется продуманная  политика по поддержке  и внедрению в жизнь ценностей гражданского общества -

– обеспечение граждан политическими правами, 

– экономической независимостью,

– создание социальных гарантий для наименее обеспеченных граждан.  Постепенно  там  удалось оздоровить экономику, повысить производственную и бытовую  культуру,  развить  благотворительный сектор и тем самым изменить общественные настроения. Давление общественных  объединений, отражавших и защищавших самые разные интересы, заставляли государственную власть постоянно совершенствовать свою работу.

При характеристике современного гражданского  общества  доминантой является идея:  гражданское общество - основа основ демократии. Группа итальянских ученых в  течение  20  лет  исследовала вопрос: от чего зависит эффективность работы демократических институтов в разных регионах страны, и пришла к выводу, что решающим фактором является наличие горизонтальных связей в обществе,  густой сети организаций - от общества книголюбов и шахматных кружков до дворовых ассоциаций и религиозных групп.  Поистине: демократия и гражданское общество - две стороны одной медали. При отсутствии такой мощной социальной составляющей,  какой является гражданское общество, трудности процесса демократизации в любой стране  неизбежны. Это  подтверждает  опыт  Испании,  где слабость институтов гражданского общества после 40-летнего  господства  франкистского режима стала  главным препятствием демократических преобразований в этой стране в последующие годы. Об этом  же  свидетельствует  и отечественный опыт.

В этой обстановке приоритетное значение приобретают  отношения между  государством  и  гражданским обществом,  так как от их состояния зависит политическая управляемость общества.

Характеризуя взаимоотношения гражданского общества  с  государством, следует  отметить,  что вначале государство было лишено экономических функций. Затем постепенно оно стало выполнять и социально-экономические функции.  После второй мировой войны в ряде передовых стран Запада было создано  так  называемое  "социальное государство", выросшее из "политического государства".  Но с 70-х годов ХХ века неоконсерваторы стали критиковать недавно рожденное социальное государство, называя его "перегруженным государством". По их мнению,  оно взяло на себя непосильные функции, что привело к застою общества.  Они считали такое государство слабым, так как оно не может нормально выполнять возложенных на него задач и затрудняет развитие общества. Подобные взгляды послужили питательной почвой для возникновения "тэтчеризма" (вспомните произнесенные ею слова: «Бесплатный сыр, господа, бывает только в мышеловке»).

Характер взаимодействия государства и гражданского  общества различается в  зависимости от типа политического режима,  особенностей политической системы общества и других факторов. При тоталитарном режиме гражданское  общество  фактически  отсутствует. Сильно развита лишь вертикаль власти.  В  условиях  авторитарного политического режима  гражданское общество действует,  но возможности его ограничены,  особенно в области управления.  И  лишь  в рамках демократического  режима  гражданское  общество  выступает субъектом управления и его влияние на общественную жизнь является определяющим. Государство  и  граждане здесь связаны взаимной ответственностью. Существует верховенство закона,  принятого демократическим путем, и  равенство всех перед законом.  Правовому обществу соответствует и правовое государство.  Главное в нем – защита прав человека.

Конкретизируем сказанное.

Главными условиями существования гражданского общества являются:

1. Обладание каждым гражданином конкретной собственностью: частной, коллективной, акционерной, и правом распоряжаться ею по назначению.

Частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционировния гражданского общества, превращения его в мощнейшую самоорганизующуюся общественную структуру. Частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым:

– частные предприятия,

– земля,

– недвижимость (в том числе сдаваемая в аренду);

–ценные бумаги, приносящие доход;

– денежные средства, приносящие проценты;

– интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники

2. Свободная рыночная экономика. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. Однако противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Эту задачу призваны облегчить разного рода объединения предпринимателей

3. Разграничение между правами человека (hommoe), как таковыми, которые обеспечивает гражданское общество и правами гражданина

(citoyen), которые реализует государство.

В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом случае, о естественных правах отдельного человека на жизнь, свободу, человеческое достоинство; во втором – о ее политических правах.

В естественные права личности государство не имеет права вмешиваться

4. Наличие в обществе развитой социальной структуры с преобладающим средним классом, существование многих групп с собственными, не зависимых от государственных, интересами;

5. Высокий уровень социального, интеллектуального психологического развития личности, ее внутренней свободы.