89 Субъектов
57 32
Административно-территориальный принцип | Национально-территориальный принцип |
6 краев | 21 республика |
49 областей | 10 автономных округа |
2 города | 1 автономная область |
К 1999 году в федеративном устройстве РФ сложились ряд противоречий:
1. Национальные республики имеют признаки и атрибуты государства: собственную Конституцию, высшие органы власти, институт президентства, Верховные суды, собственную национальную символику, государственный язык.
В отличие от них, национально и административно-территориальные образования имеют Устав, законодательство, хотя в статье 5 Конституции записано, что все субъекты равны между собой.
Подобная асимметрия позволила ряду республик в 1990-е годы в нарушение Конституции РФ (1993) заявить о себе как о суверенных государствах в составе Российской Федерации.
а)Так, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Коми, Дагестан, Якутия (Саха) объявили о своем суверенитете. Пример: ст.1 Конституции Татарстана: «Республика Т. – суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики». Далее ст.59: «Республика Т. самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус... Законы Республики Т. обладают верховенством на всей территории, если они не противоречат международным обязате6льствам Республики Татарстан». Также руководство Татарстана и Башкортостана вывело из-под юрисдикции центра такие рентабельные отрасли как нефтедобыча и нефтепереработка. Более того, фактически нефтяной бизнес полностью контролировался именно региональными властями, а главы администраций являлись «негласными» хозяевами предприятий нефтяной промышленности.
В ст.7 Конституции Республики Ингушетия было сказано::» Конституция Республики И. имеет высшую юридическую силу, а ее нормы – прямое действие на всей территории И».
б) Ряд республик
–назвали себя субъектами международного права,
–заявили о своем праве вводить собственную валюту (Якутия), более того, в ст.5 Конституции Республики Саха (Якутии) было оговорено, что «земля, недра, и их богатства, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, воздушное пространство, континентальный шельф на территории Республики Саха (Якутия) являются ее собственностью и неотъемлемым достоянием народа...» (Единая конституционная система РФ.М.,1994, С.1123,128,125). Так республика Саха (Якутия), добывающая 98 % российских алмазов, получила монопольное право на их добычу и продажу»
в) создавать собственную таможню и,
г) наконец, настаивали на праве своего президента вводить военное положение на территории республики.
Нарушалась Конституция РФ и другими субъектами федерации. Так, проверки 1995-1996 гг. показали, что 26 тыс. нормативных актов содержали 12 тыс. не соответствующих федеральной Конституции, при том, что 14 субъектов Федерации вообще не подавали на экспертизу и регистрацию в Минюст свои нормативные акты (Башкортостан, Якутия, Эвенский автономный округ, Московская область и др.)
2. Титульный народ, давший название республикам, имел больше прав, чем все другие народы, проживающие на территории субъекта федерации.Так, в Конституции Коми было записано: «Коми народ – источник государственности Республики Коми. Политика государства направлена на поддержание и развитие языка, культуры, жизненного уклада коми народа». В то время, как только в 4-х республиках он составляет большинство: Чувашия (70 %), Осетия, Тува (более 50 %). В 3-х республиках – относительное большинство: Татарстан (48,5 %), Кабардино-Балкария (48,3 %), Калмыкия (45,7 %). В остальных преобладает русское население».
В связи с тем, что в 15 из 21 республик титульное население составляет менее половины населения, национально-государственные границы республик лишь условно соотносятся с этническим проживанием народов.
Становится понятным, что национально-государственный принцип построения федерации является бесперспективным. Подтверждение тому распад СССР, ЧСР, СФРЮ, который лишь в Чехословакии прошел без кровопролития. Из ныне существующих 30 федераций нет ни одной, кроме Российской, придерживающейся этнического принципа устройства.
С 2000 года предпринимаются реальные попытки укрепить вертикаль федеральной власти. Для этого
1. Начался процесс укрупнения субъектов Российской Федерации, в результате чего количество субъектов уменьшилось.
Так, на основе референдумов объединены
– Пермская область и Коми-Пермяцкий АО (Создан Пермский край);
– Красноярский край с Эвенкским АО и Таймырским АО;
– Камчатская область с Корякским АО (Создан Камчатский край);
– Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО.;
– Читинская область и Агинский Бурятский АО (Создан Забайкальский край);
Тем самым количество автономных округов сократилось на 6 единиц, краев – увеличилось на 3 единицы, областей – уменьшилось на 3 единицы.
На сегодняшний день РФ состоит из 83 субъектов Федерации, 57 субъектов которой созданы по административно территориальному принципу, 26 – по национально-территориальному принципу.
- Оглавление
- Лекция № 1 Политология как самостоятельная научная дисциплина
- Франция
- Германия
- Испания, италия
- 2 Вопрос. Объект и предмет политической науки
- 1 Подход
- 2 Подход
- 3 Подход
- Понятийно-категориальный аппарат политологии
- – Парадигма конфликта
- 3 Вопрос. Прикладная политология.
- Предмет прикладной политологии –
- Основные задачи прикладной политологии:
- 4 Вопрос. Методы политологии
- Методы прикладной политологии
- 1. Контент-анализ (количественный, формализованный)
- Качественные методы:
- 4. Ситуационный анализ;
- 5. Биографический метод;
- 5 Вопрос. Политологические знания. Функции политологии.
- Содержание политической науки.
- Функции политологии
- Лекция № 2 История политических учений
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Шарль-Луи де Секондат Монтескье
- Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI–XVII вв.
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос.
- Александр Гамильтон (1755—1805)
- Лекция 3. Российская политическая мысль: особенности, направления.
- Специфика российской политической мысли
- Древнерусская социально-политическая мысль
- Политическая программа Владимира Мономаха
- Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства
- Дворянский либерализм
- Буржуазный либерализм
- Русский консерватизм
- Политический радикализм: идеи революционного преобразования общества
- Декабристы
- Революционеры-демократы (русский утопический крестьянский социализм)
- Анархизм
- Большевизм Политическое учение в.И. Ленина
- Лекция № 4 Политические идеологии
- 1 Вопрос.
- Либерализм.
- Джон Стюарт Милль (1806—1873)
- Консерватизм:
- Эдмунд Бёрк (1729—1797)
- Марксизм
- Социал-демократия
- Идеология национал-социализма
- Лекция № 5 Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
- 1 Вопрос.
- 1. Социологические
- 2. Субстанциальные
- Основные трактовки политики
- 2. Субстанциальные определения:
- 3. Научно сконструированные
- 3 Вопрос
- Лекция № 5 Власть как социально-политическое явление. Легитимность власти и ее кризис.
- Концепции власти Определения и концепции власти
- 1.1. Теологическая концепция власти
- 1.2. Биологическая концепция власти
- 1.3. Бихевиористская концепция власти
- 1.4. Психоаналитическая концепция власти
- 1.5. Мифологическая концепция власти
- 2.1. Структурно-функциональная концепция власти
- 2.2. Конфликтологическая теория власти
- 2.3. Дуалистическая концепция власти
- 2 Вопрос.
- Элементы власти
- Ресурсы власти
- 1. Федеральные органы власти:
- Федеральное Собрание рф
- Правительство рф (Исполнительная власть)
- Суды рф
- Региональные органы власти
- Местные органы власти (органы местного самоуправления муниципальных образований)
- Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3)
- Статья 35. Представительный орган муниципального образования
- Местная администрация –
- 4 Вопрос. Легитимность и легальность власти.
- Типы легитимности
- Новые тенденции в развитии политической власти
- Государство внутренне не однородно
- Происхождение государства:
- Формы правления
- 3 Вопрос.
- «Чисто» президентская республика (классический вариант)
- Латиноамериканская модель
- Афро-азиатская модель
- Классический вариант полупрезидентской республики
- Парламентская модель
- Референдум
- 4 Вопрос. «Российский» вариант полупрезидентской республики
- Лекция № 7 Национально-государственное устройство России: проблемы, противоречия, перспективы.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 89 Субъектов
- 83 Субъектов
- Национально-территориальные (национально-государственные) образования (26 субъектов) включают:
- Лекция № 8 Гражданское общество и государство: характер взаимодействия.
- 1 Вопрос.
- Формирование гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Государство
- Политическая система общества
- 2 Вопрос.
- Лекция № 10 Эволюция политических режимов.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Отличия между авторитарным и тоталитарным режимами
- 3 Вопрос.
- Предпосылки и пути демократизации
- Теории демократии
- 1. Либерально-плюралистическую
- 2. Партиципаторную (демократия участия).
- 4 Вопрос.
- Лекция №11 Политические конфликты и пути их разрешения
- 2 Вопрос.
- Лекция № 12 Личность и социальные группы как субъекты политики.
- 1 Вопрос.
- Типология прав человека.
- 3 Вопрос.
- Система социального представительства включает:
- 1) Определение интересов:
- 2) Обобщение и формулирование основных интересов:
- 3) Выбор интересов:
- Лекция № 13 Лоббизм в политике. Проблема законодательного закрепления.
- 1 Вопрос.
- 1. Объединения предпринимателей.
- 3. Закрепление прав лоббиста:
- Лекция № 14 политическая элита.
- I. Ценностные теории элит:
- II. Теории плюрализма элит.
- Типы элит
- Лекция №15
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос.
- 4 Вопрос.
- Этапы создания имиджа лидера
- Типажи российских политиков
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- Лекция № 16 Этнонациональные отношения и политика. Решение национального вопроса в бывшем ссср.
- 1 Вопрос
- Лекция № 17 Политические партии. Партийные и избирательные системы. Закон «о политических партиях» в рф.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Результаты выборов депутатов Государственной думы 1 созыва
- 12 Декабря 1993 года
- Результаты выборов депутатов Государственной думы
- 11 Созыва 17 декабря 1995 года
- 2. Самораспустились
- Перечень зарегистрированных политических партий
- 4 Вопрос Избирательная кампания и ее проведение
- Стратегия избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании.
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- 5 Вопрос. Выборы
- Лекция № 18 Политическая культура общества. Политическое сознание. Политическая социализация.
- 2 Вопрос.
- Функции политической культуры
- 3. Возрождение дореволюционной российской культуры:
- 4. Собственная политическая практика.
- Лекция № 19
- Добавление
- С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
- I. Общие положения
- Национальные интересы рф
- Основными источниками угроз национальной безопасности рф
- Экономические угрозы
- Приоритеты национальной безопасности рф:
- Ответы на «угрозы»
- Лекция 20 Международные отношения и международные организации.
- 1 Вопрос.
- Классификация международных отношений
- Международные организации
- Совет Безопасности
- Секретариат
- Генеральный секретарь
- Бюджет оон
- Как рассчитываются членские взносы
- 2. Классификация по характеру полномочий:
- 4. Классификация по порядку приёма новых членов:
- 5. Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- Лекция № 21 Политические технологии. Политический менеджмент. Общественное мнение.
- Структура политических технологий
- Типы политических технологий Разнообразие политических технологий
- Нормативные и девиантные технологии
- 2 Вопрос
- Виды политического менеджмента:
- 3 Вопрос
- Функции сми по отношению к общественному поведению.
- 3 Вопрос. Общественное мнение
- Отличительные черты, структура и функции общественного мнения
- Формирование общественного мнения
- Лекция 22 Политическая прогностика.
- Типология политических прогнозов
- 2 Вопрос. Условия политического прогнозирования. Принципы и методы политического прогнозирования
- Методы политического прогнозирования
- 3 Вопрос. Политическое решение: сущность, принципы и технология принятия.
- Требования к принятию политического решения:
- 4. Соответствие принимаемого решения действующим в обще-