logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

1 Вопрос.

Одним из уникальных социальных феноменов является политическое лидерство. Интерес к проблеме лидерства зародился еще в глубокой древности. Культ выдающихся личностей, героев был характерен для историков античности – Геродота, Плутарха, Тита Ливия и других. Из мыслителей Эпохи Возрождения в этом отношении особенно интересны работы Н.Макиавелли, который в отличие от своих предшественников не сводил политический процесс только к деянию героев, пытаясь найти оптимальное соотношение между правителем и народом.

Волюнтаристское понимание роли личности в истории характерно для теорий Т.Карлейля и Р.Эмерсона. Согласно их точке зрения историю творят избранные лидеры, а массы – лишь фон для лидера, толпа, которая слепо следует за ним.

На современную политическую науку заметное влияние оказал Ф.Ницше. Первоосновой мирового процесса, естественным стремлением человека он называл волю к власти. Мораль – это "оружие слабых", которое надо презирать, ибо она помеха стремлению к власти. Подлинный герой, сверхчеловек не ограничивает себя нормами существующей морали, не дает толпе возможность воздействовать на себя.

Современные концепции лидерства сформировались и под воздействием взглядов французского психолога Г.Тарда. Главный закон социальной жизни он усматривал в подражании последователей лидеру, а все достижения цивилизации – это результат деятельности выдающихся деятелей. Без лидера толпа – "обезглавленное туловище", общественный прогресс обязан лидерам–изобретателям, преодолевающим косность толпы. Взгляды Тарда разделял и русский народник Н.Михайловский. При этом он считал необходимым обращать внимание на психологию не только героя, но и его последователей, так как иногда дело не в нем, а в особенностях и настроениях масс, которые идут за лидером.

Проблеме лидерства уделял большое внимание австрийский психолог, создатель психоанализа З.Фрейд. Он полагал, что подавленное либидо (половое влечение) сублимируется прежде всего в стремлении к власти, к лидерству. По З.Фрейду, великие люди, лидеры, являются невротиками, маньяками, обладающими особой "таинственной силой" – магнетизмом. Массы нуждаются в лидере, аналогичном отцу семейства.

В отличие от вышеназванных теорий, рассматривающих лидеров как источник, движущую силу общественного развития, марксистская концепция ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. В ней лидер лишается творческого начала, выступая лишь как выразитель воли класса.

В современной литературе термин "лидер" (англ. leader – ведущий) обозначает лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Политическое лидерство – это персонифицированная форма взаимодействия публично–политической власти и общества, особая форма субъектно–объектных отношений доминирования и подчинения по поводу завоевания, удержания и использования власти, опирающихся на властные структуры и авторитет.

Для того, чтобы политическое лидерство могло проявиться, необходимы четыре условия:

а) наличие политической программы;

б) активной политической деятельности;

в) способности воздействовать на политическое сознание масс;

г) наличие материальных ресурсов и средств для реализации программных установок.

КАЧЕСТВА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА:

– интересы общества должны быть выше личных;

– способность организовать действия;

– выражать и отстаивать мнение социальной группы;

– коммуникабельность и ораторские способности;

– высокая политическая культура.

К этому можно добавить факторы, подтверждающие право на лидерство:

– наличие программы;

– популярность;

– иметь время, чтобы доказать лидерство.

В современной политической науке существует несколько подходов к определению политического лидерства. Отметим лишь наиболее распространенные:

1. Определение лидерства как постоянного приоритетного влияния со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу.

2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Это определение вытекает из структурно–функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.

3. Политическое лидерство – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке. Такого рода интерпретация лидерства применима, главным образом, в демократических организациях.

Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции.

1. Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Оно представляет собой механизм интеграции групповой деятельности, в которой лидер направляет и организует действия группы и несет ответственность за принимаемые им решения. Лидерство этого уровня присуще всем обществам.

2. Лидерство на уровне политических движений конкретных социальных слоев (групп), связанных общностью политических интересов, одинаковым социальным статусом. В этом случае на первый план выдвигаются не личные качества лидера, а способность адекватно выражать интересы поддерживающей его части населения. Этот уровень также характеризует власть в любом обществе.

3. Третий уровень – политическое лидерство как способ организации власти в условиях существования гражданского общества, разделения властей. Этому уровню свойственна ориентация на социальное партнерство, в ходе которого реализуется взаимное удовлетворение интересов (лидера и "ведомых").

В политическом лидерстве различают

индивидуальное лидерство – лидер и его последователи

коллективное – элита и массы.

По видам выделяют формальное лидерство, связанное с установленными правилами назначения руководителя и функциональными отношениями и неформальное, возникающее на основе личных взаимоотношений участников группы.

Природа политического лидерства достаточно сложна и в науке пока нет однозначного ответа на вопросы об основах, механизмах функционирования этого социального феномена.

Несомненно в обществе существует объективная потребность в политическом лидерстве, но реализуется она по–разному. Стимулы к лидерству могут быть самыми разнообразными. Это и благородные порывы – через лидерство реализовать насущные потребности и интересы народа. К лидерству люди стремятся и ради удовлетворения личных амбиций, своекорыстных интересов, получения материальных благ, привилегий. С точки зрения ряда психологов для отдельных личностей политическое лидерство – средство компенсации комплекса неполноценности, путь к самоутверждению (Гитлер, Сталин, Мао Цзе–дун, Хуссейн).