logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

4 Вопрос.

С появлением телевидения в конце 1950-х годов к политикам стали предъявляться особые требования, почти такие же, как к актеру. Хороший политик сегодня должен уметь подать себя с экрана: рассмешить, подыграть, уверенно выглядеть. Западный политик может проиграть на выборах, если избиратель увидит испарину у него на лбу, что может свидетельствовать о волнении, неуверенности.

Первым политиком-актером был у нас Жириновский. Сами телевизионщики сделали его героем экрана: выступления очень живые, фразы запоминающиеся, яркие .

Имидж это

публичное «я» человека,

образ политика в общественном сознании,.

шаблон, упрощающий позитивное восприятие массами лидера.

существует только в воображении его создателей и избирателей.

Цель создания имиджа – добиться доверия к лидеру, т.е. как можно выгодней продать его, подобно другому товару. Чем выше качество имиджа, тем выше продаваемость.

Имидж создается

а)целенаправленно усилиями самого политика или б) с помощью специалиста по политической рекламе.

Технология политических манипуляций обращается не к разуму человека, а к его подсознанию, имиджмейкеры подгоняют под электорат мифологический персонаж и побуждают избирателей проголосовать за виртуальный образ. Тем самым удачный имидж позволит выгодно продать кандидата избирателям.

Имидж должен поддерживаться постоянно.

Требования к имиджу:

1.реалистичность, яркость, достоверность

2постоянство,

3. узнаваемость, запоминаемость.

4. устойчивая прилипчивость

До сих в памяти людей сохраняются такие отличительные косвенные признаки харизматического имиджа политиков: «кепка Ленина», «сигара Черчилля», «трубка Сталина или «кукуруза Хрущева», «ордена Брежнева».

Сегодня многие политики также имеют прозвища и клички, подчас достаточно обидные, но отражающие их сущность и запоминающие:

М.Фрадков – Борман

Б.Ельцин – Дедушка

Б.Грызлов – Гризли

Ю.Лужков – Кепка, Лужок

М.Касьянов – Миша 2 %

П. Грачев – Паша– мерседес

А.Чубайс – Рыжий, Ржавый Толик

В.Жириновский – Жирик, Жир,Папик, Сын юриста.

Б.Немцов – Пудель

С.Кириенко – Киндер–сюрприз

В.Шандыбин – Брянский Фантомас

С.Иванов – Сварщик (Служба Внешней Разведки)

А.Лукашенко –Батька

Многие политики в начале 2000 гг. были готовы заплатить Шендеровичу большие деньги за то, чтобы их куклы появлялись регулярно в одноименной передаче «Куклы». Хотя фигуры были крайне смешны, уродливы, утрированы, но зато каждую субботу появлялись на одном из центральных каналов ТВ. Тем самым они были постоянно на виду, запоминались.

Имидж упрощает диалог, а с другой стороны, позволяет манипулировать массами. В условиях электронной демократии (теледемократии) очень важное значение имеет, как держится кандидат на телевидении, как его подает камера, например, режиссер может сконцентрировать внимание зрителей на неприятных моментах: бородавке, потливости политика.

После победы Б.Ельцина на президентских выборах, когда по рейтингу популярности (6%) он должен был проиграть, все поняли, какой почти магической силой обладают политические манипулятивные технологии. С помощью имиджмейкера можно увеличить электорат на 5-20 %, утверждает Директор Центра политических исследований И.Бунин.