logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

2 Вопрос.

Самой общей типологизацией политической культуры является разделение их по степени взаимодействия с внешним миром. Выделяются открытые и закрытые типы политической культуры.

Закрытые типы политической культуры – это сориентированные на собственные ценности и нормы типы политических культур, не способные к продуктивному обмену ценностями. Сюда относятся политические культуры тоталитарного общества.

Открытые типы политических культур – это, соответственно, те, которые открыты для других типов политических культур, общения и обмена политическими ценностями, традициями и нормами.

По степени однородности политической культуры:

Фрагментированная – поляризированная политическая культура, отсутствие согласия по поводу политических ценностей, применение насилия.

Интегрированная – насилие согласия между людьми по поводу политического курса развития страны, поддержка правительства.

По классовому принципу:

Буржуазная.

Социалистическая.

По степени политического участия

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Гражданская культура" (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три "чистых" типа политической культуры:

патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни;

подданнический – когда людей интересует только практический результат деятельности правительства. Они выступают скорее объектом, чем субъектом политики, имея весьма ограниченные возможности влиять на правительство: главным элементом здесь выступает готовность граждан подчиняться авторитету власти.

активистский – активное участие граждан в политическом процессе; участие в ней они считают и важным и необходимым.

Постулируя, что демократической идее полнее всего соответствует активная культура, Алмонд и Верба в то же время пришли к выводу о том, что «гражданская культура» на самом деле всегда объединяет в себе компоненты всех трех политических культур: для нее важно и то, чтобы граждане стремились участвовать в политическом процессе, и то, чтобы государство могло ими управлять. Устойчивость демократии, по их мнению, гарантирует такая политическая культура, в которой найдена золотая середина между активностью и пассивностью граждан, а государство берет на себя лишь те обязательства, которые может выполнить.

Ближе всех, по мнению ученых, к идеалу гражданской культуры подошла Великобритания: здесь обнаруживаются черты и активной и пассивной политической культуры, иначе говоря, британцы убеждены в том, что могут и должны влиять на правительство, но обнаруживают и готовность подчиняться властям. За ними в этом рейтинге следуют США: слабым местом их политической культуры авторы полагали лишь то, что элементы активной культуры (политическая активность) здесь явно преобладают над чертами культуры пассивной (готовности подчиняться), в силу чего американцы не особо законопослушны.

С точки зрения политического режима:

Авторитарно-тоталитарный тип политической культуры характеризуется:

– высокая идеологизированность политиков;

– ориентация людей на партию-государство и неспособность к самостоятельному принятию решений;

– нетерпимость к инакомыслию;

– отсутствие политической оппозиции и неприятие ее;

– оправдание насильственных методов;

– культ вождя.

Либерально-демократический тип политической культуры, который господствует в демократическом обществе.

Этот тип политической культуры характеризуется тем, что большинство политически активного населения разделяют в политической сфере:

– идея парламентаризма, разделения властей;

– закон как гарантия свободы личности, неприкосновенность жилища, собственности;

– свобода экономического выбора, идея предпринимательства;

– принцип свободы, несогласия с мнением других людей.

Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности.

Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Коротко говоря, наиболее существенные различия этих ценностных ориентаций граждан в политической жизни общества проявляются в следующем:

Запад

- убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком;

- отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом;

- осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов индивидуальной свободы;

- признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы;

- предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления и т.д.);

- рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики;

- примат общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан;

- достаточно ощутимая идеологизированность политических позиций граждан.

Восток

- уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами;

- отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира;

- отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности;

- признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма;

- предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера;

- обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля;

- приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальными установлениями государства, тенденция к сглаживанию противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения;

- менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламистских течений).