1 Вопрос.
I. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ – это индивиды и социальные группы, организации, которые принимают непосредственное участие в политической деятельности. Г.Алмонд выделяет три группы субъектов:
а) парохиальные субъекты – участие в политике обусловлено желание достичь собственные, непосредственные интересы;
б) субъекты–подданные – осознают свою роль в политике, но не имеющие возможности влиять на нее;
в) субъекты–партиципанты – имеющие ясную цель, осознающие пути их достижения и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения).
УРОВНИ:
1. Социальный: включает индивидов, различные социальные группы: профессиональные, этнические, демографические – личность, нация, класс, элита.
2. Институциональный: государство, партии, профсоюзы, движения.
3. Функциональный: общественные институты, выполняющие неполитические программы: общины, церковь, ассоциации, университеты.
Индивид – это первичный субъект политики: классы, нации, элиты, партии – все они состоят из индивидов. Именно отношение власти к человеку, индивиду определяет политический режим. Личность выступает мерой политики.
В политологии существует несколько теорий, которые объясняют место и роль личности в политике:
Патерналистская концепция роли личности в политике:
Личность – простой исполнитель царской воли, которая божественна или освещена церковью. Сегодня данная теория преодолена с исчезновением абсолютных монархий. Говорить о таком отношении можно применительно к авторитарным или тоталитарным режимам, где вождь – отец нации.
Тоталитарная концепция личности:
Государство выступает в качестве регламентатора жизни личности, навязывает единомыслие и коллективизм.
Либеральная концепция личности:
Личность выступает источником власти. Государство не имеет право вмешиваться в жизнь человека. Такая точка зрения была характерна для Локка, Руссо, Бентама, периода первоначального накопления капитала, периода свободы рынка, конкуренции.
Социал-демократическая концепция личности:
Человек и власть взаимодействуют не только в политической сфере, но и в социальной. Государство становится гарантом соблюдения социальных прав личности.
II. Права личности занимают одно из центральных мест в политологии.
Право – это система требований к совместному проживанию людей, когда ни общество, ни индивиды не наносят друг другу ущерба своей политической деятельностью.
Право закрепляется в законе.
Впервые мы находим упоминание о правах личности у либералов: Бентам, Джефферсон, Локк и др. Это право на жизнь, свободу, собственность – естественные, священные и неотчуждаемые права личности. В ХУШ веке данные права получили законодательное закрепление.
1776 год – Вирджинская Декларация – Декларация о независимости США, которая закрепляла право человека на свободу, жизнь. Однако рабовладение сохранялось, и политические права получили лишь 4% граждан: 120 тысяч из 3 млн. чел.
1787 год – Конституция США – Билль о правах.
1789 год – Французская Декларация прав человека и гражданина.\, закреплявшая право на жизнь, собственность, сопротивление угнетению, свободу (делать все, что не приносит вреда другому), неприкосновенность личности. Источником власти объявлялась французская нация.
1791 год – Конституция Франции (Декларация прав человека и гражданина полностью вошла в Конституцию).
1948 год – Всеобщая Декларация прав человека (ООН).
1952 год – Конвенция о политических правах женщин (ООН).
1965 год – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ООН).
1966 год – Пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН).
1976 год – Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах. После Второй мировой войны – Законы о труде приняли Япония, Франция, Турция, Греция и другие страны.
ООН приняла более 60 конвенций, деклараций, пактов о правах человека. Большую роль в этом процессе играет действующая при ООН Комиссия по правам человека.
Существует несколько теорий возникновения прав человека.
Естественно-исторический.
Наследует либеральную традицию и исходит из того, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. Государство может либо уважать, либо нарушать и подавлять их, но отнять не может. По мнению представителей данного подхода, естественные права человека, их содержание не зависит от социально-классовой структуры общества, конкретных этапов его развития.
Юридический позитивизм.
Отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Источников права он считает государство, которое может изменять права в зависимости от собственной целесообразности и возможностей.
Марксистская точка зрения.
Он подчиняет права классовой целесообразности, т.е. господствующий класс устанавливает собственные правовые нормы, которые могут изменяться в соответствии с потребностями класса, что обусловлено идеей революционной законности. Таким образом, марксизм и особенно ленинизм отрицают общечеловеческую природу права, которое существует вне зависимости от классовой принадлежности человека. А сами права поднимаются не как неотъемлемая часть жизни человека, а как благо, представляемое государством и партией. Хотя в законодательствах бывших стран социализма были зафиксированы основные права и свободы человека, они носили декоративный характер: свобода совести, права на создание общественных организаций, печати и т.д. – не соблюдались. Человек был полностью зависим от тоталитарного строя. Другими словами, институт прав человека в его современном понимании, как свобода и автономия личности, верховенство прав человека над правами государства, независимых институтов контроля за соблюдением прав человека, отсутствовал.
- Оглавление
- Лекция № 1 Политология как самостоятельная научная дисциплина
- Франция
- Германия
- Испания, италия
- 2 Вопрос. Объект и предмет политической науки
- 1 Подход
- 2 Подход
- 3 Подход
- Понятийно-категориальный аппарат политологии
- – Парадигма конфликта
- 3 Вопрос. Прикладная политология.
- Предмет прикладной политологии –
- Основные задачи прикладной политологии:
- 4 Вопрос. Методы политологии
- Методы прикладной политологии
- 1. Контент-анализ (количественный, формализованный)
- Качественные методы:
- 4. Ситуационный анализ;
- 5. Биографический метод;
- 5 Вопрос. Политологические знания. Функции политологии.
- Содержание политической науки.
- Функции политологии
- Лекция № 2 История политических учений
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Шарль-Луи де Секондат Монтескье
- Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI–XVII вв.
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос.
- Александр Гамильтон (1755—1805)
- Лекция 3. Российская политическая мысль: особенности, направления.
- Специфика российской политической мысли
- Древнерусская социально-политическая мысль
- Политическая программа Владимира Мономаха
- Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства
- Дворянский либерализм
- Буржуазный либерализм
- Русский консерватизм
- Политический радикализм: идеи революционного преобразования общества
- Декабристы
- Революционеры-демократы (русский утопический крестьянский социализм)
- Анархизм
- Большевизм Политическое учение в.И. Ленина
- Лекция № 4 Политические идеологии
- 1 Вопрос.
- Либерализм.
- Джон Стюарт Милль (1806—1873)
- Консерватизм:
- Эдмунд Бёрк (1729—1797)
- Марксизм
- Социал-демократия
- Идеология национал-социализма
- Лекция № 5 Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
- 1 Вопрос.
- 1. Социологические
- 2. Субстанциальные
- Основные трактовки политики
- 2. Субстанциальные определения:
- 3. Научно сконструированные
- 3 Вопрос
- Лекция № 5 Власть как социально-политическое явление. Легитимность власти и ее кризис.
- Концепции власти Определения и концепции власти
- 1.1. Теологическая концепция власти
- 1.2. Биологическая концепция власти
- 1.3. Бихевиористская концепция власти
- 1.4. Психоаналитическая концепция власти
- 1.5. Мифологическая концепция власти
- 2.1. Структурно-функциональная концепция власти
- 2.2. Конфликтологическая теория власти
- 2.3. Дуалистическая концепция власти
- 2 Вопрос.
- Элементы власти
- Ресурсы власти
- 1. Федеральные органы власти:
- Федеральное Собрание рф
- Правительство рф (Исполнительная власть)
- Суды рф
- Региональные органы власти
- Местные органы власти (органы местного самоуправления муниципальных образований)
- Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3)
- Статья 35. Представительный орган муниципального образования
- Местная администрация –
- 4 Вопрос. Легитимность и легальность власти.
- Типы легитимности
- Новые тенденции в развитии политической власти
- Государство внутренне не однородно
- Происхождение государства:
- Формы правления
- 3 Вопрос.
- «Чисто» президентская республика (классический вариант)
- Латиноамериканская модель
- Афро-азиатская модель
- Классический вариант полупрезидентской республики
- Парламентская модель
- Референдум
- 4 Вопрос. «Российский» вариант полупрезидентской республики
- Лекция № 7 Национально-государственное устройство России: проблемы, противоречия, перспективы.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 89 Субъектов
- 83 Субъектов
- Национально-территориальные (национально-государственные) образования (26 субъектов) включают:
- Лекция № 8 Гражданское общество и государство: характер взаимодействия.
- 1 Вопрос.
- Формирование гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Государство
- Политическая система общества
- 2 Вопрос.
- Лекция № 10 Эволюция политических режимов.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Отличия между авторитарным и тоталитарным режимами
- 3 Вопрос.
- Предпосылки и пути демократизации
- Теории демократии
- 1. Либерально-плюралистическую
- 2. Партиципаторную (демократия участия).
- 4 Вопрос.
- Лекция №11 Политические конфликты и пути их разрешения
- 2 Вопрос.
- Лекция № 12 Личность и социальные группы как субъекты политики.
- 1 Вопрос.
- Типология прав человека.
- 3 Вопрос.
- Система социального представительства включает:
- 1) Определение интересов:
- 2) Обобщение и формулирование основных интересов:
- 3) Выбор интересов:
- Лекция № 13 Лоббизм в политике. Проблема законодательного закрепления.
- 1 Вопрос.
- 1. Объединения предпринимателей.
- 3. Закрепление прав лоббиста:
- Лекция № 14 политическая элита.
- I. Ценностные теории элит:
- II. Теории плюрализма элит.
- Типы элит
- Лекция №15
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос.
- 4 Вопрос.
- Этапы создания имиджа лидера
- Типажи российских политиков
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- Лекция № 16 Этнонациональные отношения и политика. Решение национального вопроса в бывшем ссср.
- 1 Вопрос
- Лекция № 17 Политические партии. Партийные и избирательные системы. Закон «о политических партиях» в рф.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Результаты выборов депутатов Государственной думы 1 созыва
- 12 Декабря 1993 года
- Результаты выборов депутатов Государственной думы
- 11 Созыва 17 декабря 1995 года
- 2. Самораспустились
- Перечень зарегистрированных политических партий
- 4 Вопрос Избирательная кампания и ее проведение
- Стратегия избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании.
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- 5 Вопрос. Выборы
- Лекция № 18 Политическая культура общества. Политическое сознание. Политическая социализация.
- 2 Вопрос.
- Функции политической культуры
- 3. Возрождение дореволюционной российской культуры:
- 4. Собственная политическая практика.
- Лекция № 19
- Добавление
- С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
- I. Общие положения
- Национальные интересы рф
- Основными источниками угроз национальной безопасности рф
- Экономические угрозы
- Приоритеты национальной безопасности рф:
- Ответы на «угрозы»
- Лекция 20 Международные отношения и международные организации.
- 1 Вопрос.
- Классификация международных отношений
- Международные организации
- Совет Безопасности
- Секретариат
- Генеральный секретарь
- Бюджет оон
- Как рассчитываются членские взносы
- 2. Классификация по характеру полномочий:
- 4. Классификация по порядку приёма новых членов:
- 5. Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- Лекция № 21 Политические технологии. Политический менеджмент. Общественное мнение.
- Структура политических технологий
- Типы политических технологий Разнообразие политических технологий
- Нормативные и девиантные технологии
- 2 Вопрос
- Виды политического менеджмента:
- 3 Вопрос
- Функции сми по отношению к общественному поведению.
- 3 Вопрос. Общественное мнение
- Отличительные черты, структура и функции общественного мнения
- Формирование общественного мнения
- Лекция 22 Политическая прогностика.
- Типология политических прогнозов
- 2 Вопрос. Условия политического прогнозирования. Принципы и методы политического прогнозирования
- Методы политического прогнозирования
- 3 Вопрос. Политическое решение: сущность, принципы и технология принятия.
- Требования к принятию политического решения:
- 4. Соответствие принимаемого решения действующим в обще-