4 Вопрос.
Распад социалистического содружества в Восточной Европе резко обострил внимание к вопросу о путях демократического переустройства. Ряд ученых, как зарубежных (С.Хантингтон, Ж.Желев), так и отечественных, высказывали мнение, что эволюция тоталитаризма социалистического типа в демократию возможна лишь через установление авторитарного или военно-авторитарного режима. Такую точку зрения имеют российские политологи А.Мигранян и И.Клямкин.
Другие ученые, например, К.Гаджиев, ссылаясь на пример послевоенной Германии и ряда других стран, считают вполне возможным прямой переход от тоталитаризма к демократическому правовому государству.
Исторический и политический опыт учит, что переход к демократии более всего вероятен в условиях мирных перемен, имеющих три основные формы.
1. Первую форму трансформации можно назвать "реформы сверху", когда автократические правители по своей воле, а не в результате давления со стороны оппозиции, решают изменить систему, обладая при этом достаточным авторитетом, здравомыслием, волей, последовательной программой демократических перемен. В качестве примера можно привести события, происшедшие в 1964 г. в Бразилии, где генералы, захватившие власть, некоторое время правили как хунта, а потом, осознав всю бесперспективность диктатуры, сами возглавили процесс перехода к демократии. Другим примером может служить Чили.
Подобная форма перехода осуществляется нечасто. Есть различные причины мешающие этому (например, недостаточная последовательность реформаторов).
2. Ко второму типу трансформации можно применить термин "абдикация" - abdication от англ. отречение (от престола), сложение полномочий. Абдикация, или отказ от власти, это путь, который может начаться при определенных условиях. Авторитарные режимы очень быстро терпят крушение, капитулируют. В качестве примера служит ситуация с греческими полковниками, осуществившими в 1974 г. военный переворот на Кипре. Это привело к конфликту между Турцией и Грецией. Полковники оказались в "тупиковой" ситуации поспешили капитулировать - обратились с просьбой передать власть гражданскому политику. Похожий пример произошел в 1982 г. с аргентинскими генералами. В ноябре 1989 г. абдикация произошла в ГДР и в Чехословакии, где режимы не помышляли о реформах и недооценили влияние перемен в мировом сообществе.
3. Третий тип трансформации представляет собой проведение постепенных реформ, согласованных между стоящими у власти силами и оппозицией. Модель такой трансформации - Испания, где постфранкистское правительство открыло дорогу необратимым переменам, к которым были привлечены силы оппозиции, согласившиеся сыграть свою роль в процессе преобразования общества. Примерно также развивались события в Польше, Венгрии, Южной Корее.
Одной из форм перехода от тоталитаризма к демократии является социальная революция. Она обоснована объективными закономерностями развития и представляет собой наиболее радикальное средство перехода от одной политической системы к другой. Революция выступает как открытая, острая социальная борьба с присущим ей порядком, построенным в рамках конфронтационной системы координат: "верхи-низы", "эксплуатация-освобождение" и другие. Объективные потребности общественного прогресса, в конечном счете, предопределяют победу революции. Однако исход противобороства в ней не однозначен и зависит от реального соотношения социальных сил, опыта и ориентации партий, социокультурных, религиозных традиций в обществе и других факторов. Совокупность их, взятых вместе, или преобладание какого-то одного фактора, может определить итог.
В ходе исторической практики неоднократно подтверждалось такое характерное отличие революции, как непредсказуемость последствий, наступающих в результате длительной борьбы, гигантского напряжения общественных сил. Опыт ХХ века показал, что из нескольких разновидностей революций: классовых, религиозных, народно-демократических (общенародных) к демократическим переменам приводили лишь последние. Так, в результате португальской народно-демократической революции 1974 г. происходит демократизация общества.
Напротив, классовые и религиозные революции сопровождались жесткой борьбой даже внутри их сторонников по программным, доктринальным вопросам намечаемых преобразований, всякого рода расколами, подавлением не только прямых противников революционных преобразований, но и различных отступников, соглашателей. Характерный пример - история иранской революции, которая хотя и положила конец правлению шаха, но привела страну к теократическому режиму.
Общества, возникшие в ходе революционных изменений, обычно сильно отличались от первоначальных проектов и даже становились нередко их полной противоположностью.
На современном этапе, в результате развития промышленной цивилизации, распространения микропроцессорной технологии и роботизации создаются условия для решения внутренних противоречий и социальных проблем на путях научно-технического прогресса. Поэтому социальные революции потенциально вероятны в слаборазвитых странах с нестабильными режимами.
Переход к демократии в России отличается большим своеобразием. Реформы, проводимые здесь, с самого начала опирались на значительный материально-технический потенциал и поддержку народа (например, по итогам референдума 25 апреля 1993 г.).
Однако за 70 лет в России был практически уничтожен рынок, свернуто многообразие форм собственности, серьезно подорваны стимулы к творческому, высокопроизводительному труду, в общественном сознании оказались устойчивы тяга к стихийной уравнительности, недоверие к формам предпринимательства. Все это, вместе взятое, требует осторожного, взвешенного подхода к выбору конкретных путей и форм перехода к демократии.
Сегодня стоит вопрос: как избежать, с одной стороны, навязывания живому российскому организму априорных, нормативистских схем модернизации, а, с другой стороны, - беспорядка, хаоса, нерегулируемости? Общественная практика развеяла иллюзии о выходе России из кризиса посредством быстрого перехода к развитой демократизации, для которой у нас не оказалось достаточных объективных и субъективных предпосылок. В условиях нестабильности, организации новых государственных структур, усиления сепаратизма "периферийных элит" необходим политический режим с сильной исполнительной властью, которая в то же время должна быть подконтрольна, подотчетна перед представительными органами. Российскому обществу необходимо выработать четкую и последовательную, адекватную интересам большинства граждан политическую стратегию реформ, определить промежуточные этапы. Россия нуждается в режиме, опирающемся на многопартийность, сильный парламент, легальную оппозицию, атмосферу согласия, авторитетное правительство, способных сдержать деятельность деструктивных, центробежных сил в обществе.
Подведем итоги.
1. Категория "политический режим" отражает способ функционирования политической системы.
2. При неблагоприятных обстоятельствах (война, социальный кризис, рост радикализма) возможно установление закрытых - недемократических режимов.
3. Демократический режим формирует реально достижимые цели, опирается на экономические методы стимулирования, а политической роли народа отводит участие в отборе элиты и контроле за ней.
4. Успех перехода от недемократических режимов к демократии определяется комбинацией различных (внутренних, внешних) факторов.
5. Анализ теорий демократии показывает, что степень демократизма или авторитаризма режима определяется формами, способами, интенсивностью, объемом и результатами вовлечения различных групп и слоев граждан в политику.
- Оглавление
- Лекция № 1 Политология как самостоятельная научная дисциплина
- Франция
- Германия
- Испания, италия
- 2 Вопрос. Объект и предмет политической науки
- 1 Подход
- 2 Подход
- 3 Подход
- Понятийно-категориальный аппарат политологии
- – Парадигма конфликта
- 3 Вопрос. Прикладная политология.
- Предмет прикладной политологии –
- Основные задачи прикладной политологии:
- 4 Вопрос. Методы политологии
- Методы прикладной политологии
- 1. Контент-анализ (количественный, формализованный)
- Качественные методы:
- 4. Ситуационный анализ;
- 5. Биографический метод;
- 5 Вопрос. Политологические знания. Функции политологии.
- Содержание политической науки.
- Функции политологии
- Лекция № 2 История политических учений
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Шарль-Луи де Секондат Монтескье
- Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI–XVII вв.
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос.
- Александр Гамильтон (1755—1805)
- Лекция 3. Российская политическая мысль: особенности, направления.
- Специфика российской политической мысли
- Древнерусская социально-политическая мысль
- Политическая программа Владимира Мономаха
- Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства
- Дворянский либерализм
- Буржуазный либерализм
- Русский консерватизм
- Политический радикализм: идеи революционного преобразования общества
- Декабристы
- Революционеры-демократы (русский утопический крестьянский социализм)
- Анархизм
- Большевизм Политическое учение в.И. Ленина
- Лекция № 4 Политические идеологии
- 1 Вопрос.
- Либерализм.
- Джон Стюарт Милль (1806—1873)
- Консерватизм:
- Эдмунд Бёрк (1729—1797)
- Марксизм
- Социал-демократия
- Идеология национал-социализма
- Лекция № 5 Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
- 1 Вопрос.
- 1. Социологические
- 2. Субстанциальные
- Основные трактовки политики
- 2. Субстанциальные определения:
- 3. Научно сконструированные
- 3 Вопрос
- Лекция № 5 Власть как социально-политическое явление. Легитимность власти и ее кризис.
- Концепции власти Определения и концепции власти
- 1.1. Теологическая концепция власти
- 1.2. Биологическая концепция власти
- 1.3. Бихевиористская концепция власти
- 1.4. Психоаналитическая концепция власти
- 1.5. Мифологическая концепция власти
- 2.1. Структурно-функциональная концепция власти
- 2.2. Конфликтологическая теория власти
- 2.3. Дуалистическая концепция власти
- 2 Вопрос.
- Элементы власти
- Ресурсы власти
- 1. Федеральные органы власти:
- Федеральное Собрание рф
- Правительство рф (Исполнительная власть)
- Суды рф
- Региональные органы власти
- Местные органы власти (органы местного самоуправления муниципальных образований)
- Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3)
- Статья 35. Представительный орган муниципального образования
- Местная администрация –
- 4 Вопрос. Легитимность и легальность власти.
- Типы легитимности
- Новые тенденции в развитии политической власти
- Государство внутренне не однородно
- Происхождение государства:
- Формы правления
- 3 Вопрос.
- «Чисто» президентская республика (классический вариант)
- Латиноамериканская модель
- Афро-азиатская модель
- Классический вариант полупрезидентской республики
- Парламентская модель
- Референдум
- 4 Вопрос. «Российский» вариант полупрезидентской республики
- Лекция № 7 Национально-государственное устройство России: проблемы, противоречия, перспективы.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 89 Субъектов
- 83 Субъектов
- Национально-территориальные (национально-государственные) образования (26 субъектов) включают:
- Лекция № 8 Гражданское общество и государство: характер взаимодействия.
- 1 Вопрос.
- Формирование гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Государство
- Политическая система общества
- 2 Вопрос.
- Лекция № 10 Эволюция политических режимов.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Отличия между авторитарным и тоталитарным режимами
- 3 Вопрос.
- Предпосылки и пути демократизации
- Теории демократии
- 1. Либерально-плюралистическую
- 2. Партиципаторную (демократия участия).
- 4 Вопрос.
- Лекция №11 Политические конфликты и пути их разрешения
- 2 Вопрос.
- Лекция № 12 Личность и социальные группы как субъекты политики.
- 1 Вопрос.
- Типология прав человека.
- 3 Вопрос.
- Система социального представительства включает:
- 1) Определение интересов:
- 2) Обобщение и формулирование основных интересов:
- 3) Выбор интересов:
- Лекция № 13 Лоббизм в политике. Проблема законодательного закрепления.
- 1 Вопрос.
- 1. Объединения предпринимателей.
- 3. Закрепление прав лоббиста:
- Лекция № 14 политическая элита.
- I. Ценностные теории элит:
- II. Теории плюрализма элит.
- Типы элит
- Лекция №15
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос.
- 4 Вопрос.
- Этапы создания имиджа лидера
- Типажи российских политиков
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- Лекция № 16 Этнонациональные отношения и политика. Решение национального вопроса в бывшем ссср.
- 1 Вопрос
- Лекция № 17 Политические партии. Партийные и избирательные системы. Закон «о политических партиях» в рф.
- 1 Вопрос.
- 2 Вопрос.
- Результаты выборов депутатов Государственной думы 1 созыва
- 12 Декабря 1993 года
- Результаты выборов депутатов Государственной думы
- 11 Созыва 17 декабря 1995 года
- 2. Самораспустились
- Перечень зарегистрированных политических партий
- 4 Вопрос Избирательная кампания и ее проведение
- Стратегия избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании.
- 2. Подготовка и распределение политической рекламы.
- 3. Организация выступления кандидата перед избирателями.
- 5 Вопрос. Выборы
- Лекция № 18 Политическая культура общества. Политическое сознание. Политическая социализация.
- 2 Вопрос.
- Функции политической культуры
- 3. Возрождение дореволюционной российской культуры:
- 4. Собственная политическая практика.
- Лекция № 19
- Добавление
- С т р а т е г и я национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
- I. Общие положения
- Национальные интересы рф
- Основными источниками угроз национальной безопасности рф
- Экономические угрозы
- Приоритеты национальной безопасности рф:
- Ответы на «угрозы»
- Лекция 20 Международные отношения и международные организации.
- 1 Вопрос.
- Классификация международных отношений
- Международные организации
- Совет Безопасности
- Секретариат
- Генеральный секретарь
- Бюджет оон
- Как рассчитываются членские взносы
- 2. Классификация по характеру полномочий:
- 4. Классификация по порядку приёма новых членов:
- 5. Классификация по компетенции (сфере деятельности):
- Лекция № 21 Политические технологии. Политический менеджмент. Общественное мнение.
- Структура политических технологий
- Типы политических технологий Разнообразие политических технологий
- Нормативные и девиантные технологии
- 2 Вопрос
- Виды политического менеджмента:
- 3 Вопрос
- Функции сми по отношению к общественному поведению.
- 3 Вопрос. Общественное мнение
- Отличительные черты, структура и функции общественного мнения
- Формирование общественного мнения
- Лекция 22 Политическая прогностика.
- Типология политических прогнозов
- 2 Вопрос. Условия политического прогнозирования. Принципы и методы политического прогнозирования
- Методы политического прогнозирования
- 3 Вопрос. Политическое решение: сущность, принципы и технология принятия.
- Требования к принятию политического решения:
- 4. Соответствие принимаемого решения действующим в обще-