logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Лекция № 14 политическая элита.

1. Понятие, классические и современные теории элит.

2. Механизм рекрутирования элит. Типология элит и причины элитарности современного общества.

1 вопрос.

Начиная с XVII века понятие «элита» употребляется для обозначения товаров наивысшего качества, а затем для обозначения людей- избранных, прежде всего, высшей знати. В Англии, в Оксфордском словаре (1823) этот термин стал применяться к высшим социальным группам. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках вплоть до конца XIX века - начала ХХ века, до появления работ Парето, а в США - до 30-х г.г. ХХ века.

Итак, в конце XIX века в политологии появляются первые теоретические работы, касающиеся роли элиты в обществе. Это знаменитые Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберт Михельс.

Г. Моска – 1896 год – «Основы политической науки».

а) Выделяет в обществе 2 класса: класс управляющих и класс управляемых: первый - более малочисленный, осуществляет все политические функции и монополизирует власть, пользуясь присущими ему преимуществами. Второй - более многочисленный, поставляет первому материальные средства поддержки.

б) Выделяет две тенденции в развитии элиты: аристократическая и демократическая. Аристократическая выражается в стремлении высшего слоя общества стать наследственным, что ведет к вырождению элиты, а демократическая состоит в обосновании элиты лучшими представителями класса управляемых.

Р. Михельс – 1911 год – «Политические партии».

Сформулировал «железный закон олигархии». Он состоит в следующем: любая политическая партия или профсоюз становятся олигархическими даже, несмотря на то, что они могут стремиться к внутренней демократии. Рядовые члены партии – апатичны, легко поддаются красноречию руководства. «Тот, кто говорит организация – говорит олигархия», – утверждал Михельс. Таким образом, как только партии проходят стадию формирования, в них четко выделяется слой руководства. Далее, может произойти «целевое смещение», т.е. придя к власти лидеры партий стремятся защищать более собственные интересы, чем общественные (Мертон, 1949 год).

В.Парето – «Трактат всеобщей социологии».

а) Общество гетерогенно, т.е. неоднородно. «Нравится это вам или нет, но человеческое общество неоднородно и в нем выделяются более физически, морально, интеллектуально развитые. Их деятельность наиболее результативна. Именно эти люди составляют элиту общества».

б) Сама элита неоднородна. В ней выделяется:

элита в узком смысле - правящая

элита - в широком смысле - профессиональная элита. Парето предлагает индексировать деятельность людей: талантливому писателю, художнику, инженеру – 10, а рифмоплету, неудачнику – 0. Их первых мы составим класс тех, у кого самый высокий индекс.

в) В правящей элите Парето выделяет лис и львов. Первые предпочитают пропаганду, убеждение, компромисс, то вторые – готовы на применение насилия для достижения целей. По мнению Парето, «сентиментальная политика» лис должна быть подкреплена силой.

Парето был оппонентом Маркса. Он полагал, что никакая революция не может привести к власти весь пролетариат. К власти придет только привилегированное меньшинство – элита, пускай даже партийная. Исторический ход – это смена элит, которые приходят к власти, затем в упадок и сменяются другой.

Чтобы не погибнуть, элита должна не брезговать силой и не быть излишне интеллектуальной, что делает ее уязвимой. Элита должна:

1. Очиститься от тех, кто утратил решительные качества.

2. Абсорбировать кандидатов в элиту, неугодных ей: ссылка, физическая расправа.

3. «Открыть» элиту для притока новых сил.

История подтвердила выводы Парето. Так, западная демократия открыла двери парламента для рабочих партий, переориентировав их на мирную парламентскую борьбу.

Таким образом, элита в политике – это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках государственную и информационную власть и которую отличает высокий социальный статус и интеллект.

Современные концепции элит в отличие от классических пытаются примирить существование элит с демократическими устоями общества.