logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

1. Контент-анализ (количественный, формализованный)

К-А – это поиск в исследуемом тексте определенных смысловых понятий и выявление частоты их употребления в рамках общего содержания документа. Такие смысловые понятия называются обычно единицами анализа.

Единица анализа логическая часть текста, посвященная интересующей нас проблеме.

Единица сче­та – письмо, часть письма (абзац), количество строк.

С помощью контент-анализа мы можем, например, выявить

– частоту упоминания имени того или иного политического лидера, политической партии в прессе, на ТВ за конкретный период

– закономерности использования эфирного времени в рамках избирательной кампании. Для чего выбирается конкретный источник информации, как определенный телеканал.

Контент-анализ целесообразно использовать при наличии большого количества текстовых документов с четкой структурой. Он широко используется при изучении сообщений, которые транслируются на массовую аудиторию: газеты, радио, ТВ.

Пред­положим, политологи изучают отношение избирателей к проблеме реформирования жилищно-коммунального хо­зяйства, что сегодня актуально в предвыборных пропа­гандистских акциях. Следовательно, единицей анализа будет любая часть письма, где речь идет о реформе ЖКХ.

Единицей счета можно в данном случае взять письмо и абзац. Тогда, предположим, из 100 поступивших заявле­ний граждан мы фиксируем наличие в 35 заявлениях тек­ста, связанного с проблемой ЖКХ. А из 700 абзацев этих 35 заявлений 250 непосредственно содержат информацию о проблеме. Такая обработка документов позволяет нагляд­но в количественных показателях увидеть значение опре­деленных проблем в жизни граждан. (Заметим, что воз­можны и другие операции по применению контент-ана­лиза).

Техника проведения контент-анализа состоит из нескольких этапов:

1 ЭТАП: Определение основной цели и задач исследования

2 ЭТАП: Определение эмпирического материала исследовании. Круг привлекаемых материалов может быть очень широк – официальные документы, периодическая пресса, художественная литература и др. Может быть выбран один или несколько источников информации. Например, если выявляются закономерности использования эфирного времени в рамках избирательной кампании, выбирается конкретный источник информации (какой-либо телеканал, см таблицу). Позиции каналов в отношении того или иного лидера могут быть охарактеризованы распределением внимания – долей в общем числе сообщений о различных партиях.

Упоминания политических деятелей в новостных и информационно-аналитических программах ТВ (ОРТ, Россия, НТВ) перед парламентскими выборами в Государственную думу в 2007 г. ( в ср.в месяц)

ронологические рамки – январь 2006 г. – декабрь 2006г.

Синий цвет – январь-апрель; Красный – май-август; Желтый – сентябрь-декабрь.

Грызлов – лидер партии «Единая Россия»; Жириновский – ЛДПР; Зюганов – КПРФ; Явлинский – «Яблоко»)

3 ЭТАП: . Хронологические рамки исследования. Диапазон здесь очень широк, от одного дня до недель, месяцев, лет.

4 ЭТАП: Выбор единиц анализа. Это может быть ключевое слово, термин, какой-то цельный материал, политическое событие, информационное сообщение и др. Однако непременным условием, определяющим “ качество “ единицы анализа, является отсутствие в ней каких-либо оценочных элементов (ограничение влияния субъективного фактора), а также нейтрализация личной предрасположенности исследователя;

5 ЭТАП: Создание категориальной схемы контент-анализа. Категории служат для классификации единиц анализа. Например, при исследовании публичного выступления политического лидера, единицы анализа (ключевые слова) разносятся по основным категориям – экономика, политика, социальная защита, борьба с преступностью, военная политика и др.

6 ЭТАП : Кодировка текста – трансформация содержания документа в категориальную схему. Эта работа требует достаточно высокого уровня подготовки исполнителя. Единицы анализа разносятся по определенным ранее категориям;

7 ЭТАП: Анализ полученных данных (измерение, сравнение, индексация и др.) и интерпретации результатов анализа. Резко повышает эффективность анализа и его качество использование ЭВМ.

Итогом проведения контент-анализа как и любого другого исследования, является обычно аналитическая записка, содержащая в себе, выводы и рекомендации.

2. Традиционный анализ (содержательный, качественный):

проводит САМ исследователь, который непосредственно изучает содержание документа и ДАЕТ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА документального источника:

– выясняются условия, цели и причины создания документа;

–устанавливается его авторство, т.е. факторы достоверности документального источника;

–подводятся выводы.

Типичным примером анализа текстовых источников может служить анализ научных публикаций, отчетов по проблеме, который проводится на этапе обоснования проблемы исследования.

3. Методы герменевтики – позволяют толковать и понимать тексты, осуществлять поиск смыслов, исследовать используемые понятия: (Дильтей, Гадамер, Шлеейрмахер, Рикер)

4. Метод когнитивного картирования решает задачу выявления основных понятий, которыми оперирует политик, и нахождения имеющихся между ними причинно-следственных связей. В результате исследователь получает карту-схему, на которой на основании изучения речей и выступлений политического деятеля отражено его восприятие политической ситуации или отдельных проблем в ней.

Б. Опрос:

Выделяют разные виды опроса:

Выборочное обследование является более экономичным, чем сплошной

опрос и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Результат исследования в большой степени зависит от правильности выборки единиц анализа. Принято правило: если объект исследования (генеральная совокупность) насчитывает более 500 человек, то применяется выборочный метод.

В политологии данный метод применяется, когда необходимо получить мнение различных слоев населения относительно какого-либо политического явления.

Впервые данный метод был использован американцем Гэллапом перед президентскими выборами 1948 года, когда он опросил 1800 человек и ошибся лишь на 5% в определении голосов, которые будут отданы кандидату. Сегодня методу демоскопии придается огромное значение при изучении общественного мнения. Так, М.Тэтчер не объявляла дату парламентских выборов, пока опросы не стали показывать благоприятный исход для консерваторов. Пальму первенства по данным исследования принадлежит США: более 200 специализированных фирм занимаются изучением общественного мнения. Главный - институт Гэллапа. Как правило, они проводят выборочный опрос 1500 человек из разных избирательных участков, разных социальных слоев: фермеров, горожан, чиканос, бедных, богатых. Результаты опросов получаются такими же, как если бы были опрошены 10, 20 и более тысяч человек.

Опросы, подобные «экзит-пулу» были изобретены американскими телевизионными каналами в 1960-е годы. Изобретателем» непосредственно методики экзит-пула является известный американский методолог и специалист в области опросов общественного мнения Уоррен Митовски, работавший в исследовательском отделе одной из американских телекомпаний. Он и сформулировал основные методологические принципы нового вида опроса, позволяющего быстро предсказывать результаты выборов. Интересно, что именно Уоррен Митовски впервые «привез» эту методику в Россию в 1993 году, где совместно с Институтом сравнительных социальных исследований и апробировал ее в процессе проведения ряда референдумов.

«Экзит-пул» широко используется во всем мире для прогнозирования результатов выборов.

Данная методика позволяет решать комплекс специфических и важных задач, которые практически не решаются на основе использования других социологических методов. 

Во-первых, при проведении репрезентативного исследования с использованием методики экзит-пула результаты выборов становятся известными до конца дня голосования, а не по истечении нескольких дней, что существенно и для общества в целом, и для средств массовой информации, которые освещают избирательный процесс. 

Во-вторых, проведение подобного опроса позволяет получить социальный «портрет» избирателей, поддержавших на выборах конкретных кандидатов (партий, блоков).

В-третьих, использование данной методики – важный способ общественного контроля над выборами.

Информация, полученная в ходе «экзит-пула», реально используется всего несколько часов с момента ее обработки до объявления официальных результатов выборов, но от этого она не становится менее ценной. Помимо простой оценки количества голосов, набранных кандидатами, такой опрос может служить неким индикатором, который позволяет оценить достоверность результатов самих выборов, выяснить, не было ли фальсификаций в ходе голосования или подсчета голосов.

Респондентам задают примерно такие вопросы: «Если бы выборы Президента состоялись в ближайшее воскресенье, за кого из кандидатов Вы бы проголосовали?» (другой вариант: «Представьте себе, что в ближайшее воскресенье состоятся президентские выборы с участием перечисленных политиков. За кого из них Вы бы проголосовали?»). Для контроля чистоты результатов, респондентам предлагают также негативную формулировку первого вопроса, например: «За кого бы Вы не стали голосовать ни в коем случае?» Сопоставление ответов на оба вопроса дает надежную информацию, повышающую вероятность правильного ответа. Результаты вопросов на входе позволяют

•Оценить расстановку сил непосредственно за неделю или месяц до выборов;

•Оценить электоральную активность избирателей, более точно прогнозировать явку на выборы.

•Оценить успешность предвыборной кампании;

•В случае выявления снижения электоральной активности в отдельном административном образовании, провести ряд мероприятий, повышающих явку своего электората на выборы. В. Лабораторные эксперименты;

Г. Наблюдение (непосредственная, прямая регистрация событий), осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником реальных политических событий, или наблюдение за поведением людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др.

Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.

4. Четвертая группа – собственно политологические методы

( методы прикладной политологии) – представлены

А. Методами политического прогнозирования:

1. Диагноз – выявление главной тенденции развития явления, установление генеральной направленности состояния и динамики общества.

2. Интуиция – способность к непосредственному постижению истин обоснования с помощью доказательств

3. Метод Экстраполяции – предположение, что динамика основных условий, тенденций предыдущего периода развития политических субъектов сохранится в будущем периоде, что обеспечит стабильность политической системы.

4. Метод экспертных оценок – основан на обработке и анализе совокупности индивидуальных мнений экспертов. Мнение экспертов выявляется из аналитических записок и проведение.

5. Метод Дельфи («дельфийский оракул») – способ заочного группового принятия решений с использованием экспертов – специалистов по данной проблеме.

Название этого метода происходит от греческого города Дельфы, расположенного у подножия горы Парнас, где находился храм Аполлона, знаменитый своим оракулом, к которому обращались с просьбой решить те или иные проблемы не только простые жители, но и представители правящих политических элит.

Подобное название символизирует необходимость использования политическим руководством различных государств и другими субъектами политического процесса экспертного знания, которое, правда, в настоящее время генерируется в советы не с помощью интуитивных форм, а с использованием научных технологий

Проблема представляется в виде набора конкретных вопросов. Эксперты самостоятельно отвечают на предложенные вопросы, представляя свои ответы на бумаге. Кроме экспертов в Дельфи участвует специальная организационная группа, занимающаяся разработкой опросников, обработкой получаемых ответов, а также обеспечением экспертов необходимой информацией.

6. Метод «мозгового штурма» (brainstorm-БРЕЙНСТОРМИНГ)– очное взаимодействие экспертов, коллективное творчество, когда требуются принципиально новые решения, так как прежние устарели. Нужны свежие идеи.

Выделяются две группы: ГЕНЕРАТОРОВ ( от 5 до 12 чел.) и АНАЛИТИКОВ.

ГЕНЕРАТОРЫ: «лавина идей» и принятие предложений по решению проблемы.

АНАЛИТИКИ: отбор наиболее полезных идей

Возможен также деструктивный мозговой штурм или критический разнос, когда уже готовый документ подвергается жесточайшей критике без права защищать его.

7. Метод моделирования – поиск альтернатив развития, создание условного образа объекта

8. Сценарные методы прогнозирования: Метод ПАТТЕРН - методика сочетает написание сценария и построение "дерева целей".

Б. Методами исследования политических событий и ситуаций:

(ситуация – завершенный процесс политического процесса, новое по сравнению с предыдущим состоянием)

Ивент-анализ (event – событие) (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ метод) – сформировался исключительно в рамках эмпирической политической науки, в частности изучения международных отношений, тогда как большинство методов являются междисциплинарными. Ивент-анализ исследует не сами события, как контент-анализ, а сообщения СМИ о событиях и ориентируется на исследовании межгосударственных отношениях. – изучение военных конфликтов, акций протеста, этнических столкновений, проявления насилия в обществе, состояния и динамики переговорного процесса.

Ситуационный анализКАЧЕСТВЕННЫЙ метод

SWOT-анализ – (клиент-ориентация) ситуация исследуется под углом зрения отдельного клиента (партии, лидера)

В. Для исследования политического поведения используется

Бихевиоральный (поведенческий) подход (Ч.Мерриам, Г.Лассуэлл.) – наблюдение за поведением человека непосредственно и на основе анализа анкет. Кредо бихевиоризма - политология должна изучать непосредственно наблюдаемое (вербальное, словесное и практическое, осознанное и мотивируемое подсознанием) политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.

Основные принципы поведенческого подхода:

принцип верификации !!! (проверяемость результатов на практике)

операционализма,

принципы рационального выбора

методологического индивидуализма,

ориентация на создание эмпирического компонента политологии через исследование политического поведения.

Бихевиоризм использует математические методы, статистические данные, компьютерную технику, что делает его очень дорогим. Базовыми началами этого подхода в политологии выступают следующие парадигмы:

- личностное измерение политики. Коллективные, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом политического исследования. Ученый-политолог обязан ориентироваться на точный анализ явно наблюдаемых феноменов индивидуального и группового поведения;

- доминирование психологических мотивов в политическом поведении. Эти мотивы, конечно, могут быть социально обусловлены, хотя далеко не всегда внешне детерминированы и могут иметь специфическую индивидуальную природу;

- разграничение фактов и ценностей, освобождение науки от ценностных суждений. В процессе познания ученый должен быть свободен от личной пристрастности и общественных запросов и руководствоваться лишь фактами и логикой. Его задача - выявление закономерностей и объяснение событий, но он не должен давать им оценку и практические рекомендации о том, что следует делать (это положение является объектом острой критики);

- использование в политологии методов и достижений других наук, в том числе естественных.

Бихевиоризм возник в американской психологии в конце XIX в. и быстро распространился на многие общественные науки, где получил специфическое выражение, а практикуется с первых десятилетий ХХ века. Особое распространение он приобрел в Америке в 1930-1950-е годы, названные «золотым веком бихевиоризма». Данный метод имеет непосредственный выход на практику, позволяет сформулировать, в отличие от демоскопии, рекомендации к действию.

Г. Во второй половине XX столетия были концептуализированы важнейшие, лежащие теперь в основе полити­ческого анализа методы

структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, М. Леви, Р. Мертон),

системного (Д. Истон),

информационно-кибернетического (К. Дойч),

коммуникативного (Ю. Хабермас)

по­литико-культурного (Г. Алмонд) исследования политики.

Методы политологии можно выделять по другим основаниям:

Количественные методы:

опрос,

интервьюирование (стандартизированное),

контент-анализ документов

Ивент-анализ

Данные методы связаны с изучением больших совокупностей и количественным анализом, осуществляемым с помощью компьютерной техники. Исследователи пытаются делать строгие выводы и переносить их на большие совокупности (например, на все население).

Использование этих методов дает возможность достигать в определенной степени формализованного знания.