logo search
ЛЕКЦИИ по политологии

Государство

Тоталитарное государство, как крайняя степень вмешательства в жизнь общества

Социальное государство

С оциальное государство – это особый способ высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством деятельности государства в социальной, экономической и др. сферах, обеспечивая в нем социальную справедливость и солидарность.

"Социальное государство", выросшее из "политического государства", было создано после второй мировой войны в ряде передовых стран Запада, когда социальные функции государства были закреплены в их Конституциях. В развитии социального государства можно выделить несколько значительных этапов.

Первый этап. 1910 год в Англии, Франции, Германии было введено всеобще социальное страхование.

Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Данное понятие было введено немецким государствоведом, экономистом Лоренцом фон Штейном.

Стремясь ослабить влияние партии социал-демократов, правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию законов о страховании рабочих промышленных предприятий. Как указывалось в правительственном заявлении по этому поводу, лечение социальных недугов требует применения не только репрессивных мер против социал-демократов, но и заботы о “благосостоянии рабочих”.

Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. – первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг.

Процессы формирования идеологии общественного благоденствия возобновились после второй мировой войны.

Второй этап. В период всемирного экономического кризиса начала ХХ в. были сделаны первые шаги в социализации экономики США Т. Рузвельтом, который стал президентом в 1932 в период великой американской депрессии.

Главной причиной создавшейся ситуации большинство ученых считает неравное распределение богатства: с одной стороны – кучка олигархов; с другой – оставшаяся часть общества. Средний класс не имел достаточно количества денег и не обладал в условиях перепроизводства товаров покупательской способностью. Обрушился крупный бизнес. В результате закрытия промышленных предприятий без работы оказалось более 8 млн. чел. Каждый второй домовладелец оказался не платежеспособным и становился бездомным. Цены на фермерскую продукцию упали настолько, что фермеры уничтожали товар. К 1932 году количество безработных было 15 млн. чел. – 30% всей рабочей силы, что вместе с членами их семей составляло практически половину населения США. К 1933 г. лопнули более 5 тыс. банков, капиталы вывозились за границу. Президентом были приняты ряд радикальных мер, позволивших вывести страну из столь страшного кризиса.

Инициатива президента и его правительства получила название «Нового курса Рузвельта». Рассмотрим хронологию вывода страны из кризиса.

1 шаг. Так как все банки были закрыты, а деньги хранились дома и не работали на экономику, Рузвельт обращается по радио к гражданам каждую неделю, объясняя каждое свое решение. Его слушает не менее 80 млн. чел. Он объяснял, что хранящиеся дома деньги, необходимо нести в банки, чтобы их обезопасить. Ему поверили.

2 шаг.

Знаменитая фраза Рузвельта: «А сейчас бы хорошо и пивка попить!» ознаменовала отмену сухого закона в 1933 году. Открывались бары, была легализована продажа спиртных напитков, и деньги пошли в казну.

3 шаг.

Уменьшение зарплат госчиновникам и себе в том числе. В то же время разорившееся сельское хозяйство в лице фермеров получает кредиты на сумму 2 миллиарда долларов. В то время баснословные деньги.

4 шаг.

За границей и у частных корпораций брались кредиты на развитие производства. Был введен запрет на вывоз из страны капиталов, природных ресурсов, золота, серебра.

5 шаг.

Борьба с молодежной безработицей: создавались отряды по благоустройству своего города, своей страны.

6 шаг!

Началось государственное вмешательство в экономику. Программа «Голубой орел»:

создание профсоюзов на предприятиях;

право рабочих на заключение трудового договора

принятие МРОТа;

запрещение детского труда;

сокращение рабочего дня;

введение пенсий по старости.

7 шаг.

Началась реализация программы по созданию новых рабочих мест через привлечение людей на общественные работы по восстановлению национальной промышленности. Люди с гордостью говорили: мы работаем на правительство. За 2 месяца действующей программы было создано более 4 млн. рабочих мест. Было построено 1 млн. км. железных дорог; восстановлено 50 тыс. школ, которые были закрыты; 20 тыс. больниц. Люди поверили в лучшую жизнь. Поверили власти, правительству. До Рузвельта правительство ни коим образом не вмешивалось в социальную сферу, экономику. Государственное вмешательство давало свои позитивные результаты.

8 шаг.

Началась активная война с мафией, так как организованная преступность бесчинствовала. Люди привыкли к криминальным «разборкам», трупам на улице. Отцы мафии вели себя нагло, становясь в сознании людей чуть не героями. Похороны мафиози превращались в целое событие. Полиция перекрывала улицы. Рузвельт создает ФБР, поддерживает ее финансово. Дает право на отстрел бандитов. Начинается настоящая война с мафией: «Вначале стреляй, а затем считай до 10-ти. Война, так война»!

9 шаг.

Борьба с бюрократией и коррупцией, в которой также используются возможности ФБР. Результат – власть постепенно «уплывает» с Уолл-стрит в Белый дом, олигархи теряют свои позиции. Хотя экономическая элита негодует по поводу вмешательства в ее дела, ей приходится подчиниться новым законам Рузвельта. Морган, Рокфеллер были в шоке, когда Рузвельт пригласил их для разговора в Белый Дом. Такого не было никогда. «Мы ничего не должны правительству. Мы же платим налоги», – так считали самые богатые люди Америки. В ответ на инициативы Рузвельта, они создают «Лигу свободы». Разворачивается борьба против Президента. Его обвиняют в лояльности коммунистам, фашистам. Упрекают в том, что он посягает на самое святое для американцев – свободу! На что Рузвельт отвечает: «Капитализм должен быть честным! И приносить пользу не только кучке богачей, но и всему обществу, всем людям»! Бизнес не должен мешать власти. – Таковы главные требования президента.

10 шаг.

Принимаются два важных Закона:

«О прогрессивном налоге». Богатые должны платить больше налогов. «Богатство – не плод индивидуальных усилий. Надо делиться сверхприбылью!»

«О социальном страховании». Каждый работающий получал страховую карточку, на которую поступали деньги как самого работающего, так и работодателя (пенсионное обеспечение). Данный закон закреплял также пособия по безработице. Был принят Закон о МРОТ.

Результаты «Нового курса».

1936 год.

Начинается явно видимый выход из кризиса. Биржевые акции поднялись на 80 %.

Олигархи начали оголтелую борьбу с Новым курсом:

«Это сделка с сатаной!»; «Рузвельт – скрытый социалист!»; «Сговор с Советами!». Эл Смит – глава «Лиги свободы» 25.01.1936 г. на собрании олигархии (более 2 тыс. чел.) заявил: «Рузвельт ведет США к социализму. Гитлер – лучше!»

В ответ на эти обвинения Рузвельт объясняет свою позицию: «Правительство, которым управляют деньги, хуже, чем то, которым управляют бандиты»; «Деньги не должны влиять на политику»; « Нет хуже власти денег»!!!

Накануне новых президентских выборов олигархи США собирали огромную взятку для Рузвельта для того, чтобы он отказался от участия в выборах, но он идет на выборы и побеждает.

В принципе Рузвельт своим курсом спас от разорения крупный бизнес, который продолжал существовать и вспоминать о «шляпе, которую он чуть не потерял». Забыв о том, что мог «погибнуть» во время депрессии.

В 1940 году Рузвельт нарушил традицию, существовавшую 150 лет – переизбирать президента в США не более, чем на два срока подряд, и объявил о своем желании участвовать в избирательной кампании. Он победил, набрав в ряде штатов до 90 % голосов избирателей. За 8 лет президенту, правительству при полной поддержке народа и вопреки действиям самых богатых людей Америки удалось социализировать крупный бизнес и заставить его работать на экономику страны.

Третий этап. В 1942 году английскому парламенту был представлен «плана Бевериджа», который начал осуществляться лейбористским правительством с 1945 года. План включал в себя следующие мероприятия:

–организация системы социального обеспечения через социальное страхование вплоть до охвата всех граждан государства;

–гарантия единого национального среднего дохода, которого хватило бы на скромное поддержание жизни;

–задача обеспечения всеобщей занятости;

–предусматривалось создание безвозмездной, доступной всем гражданам системы здравоохранения;

–контроль за ценами;

–постепенное ограничение частной собственности.

Этот план послужил основой для послевоенных правительств Бельгии, Дании, Нидерландов, Швеции, Германии.

Четвертый этап. После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства: произошло конституционное закрепление основ социального государства как особого типа государства. Были провозглашены социальными:

1947 – Япония; 1948 – Италия; 1949 – Германия; 1958 – Франция; 1978 – Испания; 1974 – Швеция.

Однако с 70-х годов ХХ века неоконсерваторы стали критиковать недавно рожденное социальное государство, называя его "перегруженным государством". По их мнению,  оно взяло на себя непосильные функции, что привело к застою общества.  Они считали такое государство слабым, так как оно не может нормально выполнять возложенных на него задач и затрудняет развитие общества. Подобные взгляды послужили питательной почвой для возникновения "тэтчеризма" (вспомните произнесенные ею слова: «Бесплатный сыр, господа, бывает только в мышеловке»).

В связи со складывающейся неблагоприятной ситуацией неоконсерваторы внесли следующие предложения по оживлению  экономической конъюнктуры:

а) ограничить до минимума государственное вмешательство в социально-экономическую сферу; 

б)  приватизировать  ранее национализированные отрасли  и фирмы; 

в) отказаться от государственной поддержки слабых предприятий ("хромых уток"); 

г) сделать ставку на  развитие мелкого бизнеса и частного предпринимательства, стимулируя конкуренцию; 

д)  усилия  государства  в  социально-экономической сфере сосредоточить  исключительно  на  помощи неимущим, а здоровые люди сами должны себя обеспечивать.

Сильное государство неоконсерваторы понимали как государство с развитыми политическими функциями,  с твердой,  самостоятельной внешней и внутренней политикой.  Если обратиться к опыту Великобритании в период нахождения у власти М.Тэтчер, то обращает на себя внимание  новый  подход  во взаимоотношениях государства и общества: было приватизировано 2/3 госсектора  (900  тысяч  рабочих мест). В 1979 г.  только 5%  взрослого населения имели акции, а в 1982 г.  уже 30%.  В 60-70-х гг.  имелось 1,7 млн.  мелких  фирм, позднее их  стало  около  3 млн.  Выросло количество бизнесменов, имеющих свое дело, с 3,7 млн. до 7 млн. Возросла конкуренция между людьми наемного труда. В результате производительность труда в 80-е годы выросла на 50%  в экономике в целом, а в машиностроении - на 80%. Рост уровня жизни составил 35%, средняя зарплата - также 35%.  Налоги на доходы предпринимателей, напротив, уменьшились с 35 до 25%. Расходы на медицину и на образование увеличились.

Но в политике тэтчеризма имелись и негативные последствия, а именно: углубились социальные контрасты.  В  1979  г.  количество лиц, живущих ниже черты бедности,  составило 9,4 млн.  человек. В то же время 2% населения получало больше доходов, чем 75% населения. Число  бездомных  удвоилось  и  составило 112 тысяч человек. Уровень социальных услуг стал неадекватен уровню жизни.  Все  это сыграло не последнюю роль в вынужденном уходе М.Тэтчер из большой политики.

В настоящее время все развитые страны, независимо от закрепления статуса социального государства в большей или меньшей степени являются де-факто социальными.

В заключении можно предложить следующие основные признаки социального государства:

1. Социальная ориентация экономики, политики, права;

2. Основные социальные права и свободы граждан;

3. Механизмы социальной солидарности и социальной справедливости;

4. достойный уровень жизни и свободное развитие человека;

5. Меры для недопущения резкого социального неравенства;

6. Достаточный уровень социальной поддержки, помощи и защиты человеку;

7. Специальные меры поддержки социально уязвимых слоев;

8. Меры по выравниванию возникшего социального неравенства.

Формирование социального государства в России имеет ряд особенностей. Россия – это не Япония, Германия, Швеция. У нас отсутствует база для реализации принципа социальной справедливости. Вследствие этого необходимо создавать предпосылки построения социального государства:

– В экономической сфере максимальное увеличение числа собственников, высокий уровень достатка, модернизация промышленности, развитие всей инфраструктуры в стране.

–В социальной сфере:

восстановление реально существующих в советское время гарантий: на труд, получение достойных пенсий, зарплат;

недопущение попустительства в отношении крупных собственников, имеющих сверхсостояния, не контролируемых обществом;

создание гибкой системы социального обеспечения граждан.

–В духовной сфере прекращение «вестернизации» духовной жизни, пропаганды насилия, жестокости, аморализма.

– В политической сфере повышение роли законодательной власти, совершенствование федеративных отношений.

Лекция № 9