48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
Политическая культура выступает важным фактором социализации личности.
Социализация (от лат. «socialis» — общественный) — это процесс, с помощью которого политическая культура передается, приобретается и изменяется. Этот процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Политическая социализация — необходимый элемент воспроизводства и сохранения политической системы, ибо она готовит граждан к выполнению предписываемых ею политических ролей: гражданина, избирателя, члена партии, профсоюза и т. д. В то же время, социализация важна для самой личности, поскольку она позволяет ей адаптироваться к политике, освоить ее ценности, нормы и правила и, включиться в политическую жизнь, реализовать с помощью власти свои интересы.
Задачи политической социализации:
формирование у широких слоев общества политической культуры, привитие людям устойчивых социально-значимых образов поведения;
преобразование некоторых из этих элементов как необходимое условие общественных изменений;
создание новой политической культуры в особых обстоятельствах, например, при возникновении нового независимого государства.
Важными институтами политической социализации выступают семья, школа, средства массовой коммуникации и информации, а также участие в политической деятельности и многое другое. На характер и специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, характер политической системы, политический режим. Они могут принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Явная передача включает непосредственную передачу или трансляцию информации, чувств, ценностей объективной политики, скрытая — путем подражания родителям, известным политикам и т. д.
Очень большое значение в политической социализации играет исторический опыт. Через него происходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов.
Важное средство передачи исторического опыта — традиции. Это устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиций находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.
Социализация — процесс избирательный, в ходе которого идет усвоение тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни. По мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненно-политических позиций личности.
В политической социализации выделяют несколько этапов, связанных с основными периодами жизни человека.
Первый этап политической социализации происходит в детские и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников.
Второй этап — в процессе интенсивного обучения человека в различных учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных социальных институтов. В это время формируется информационная сторона мировоззрения индивида, закладываются основы политической культуры. Важность данного этапа обусловлена тем, что успешность его происхождения в значительной степени предопределяет будущее страны — активность и осознанность политических действий.
Третий этап — это социализация индивида как личности в ходе активной деятельности, его включения в работу политических институтов (государственных структур, партий, общественных организаций, выборов и т. д.), в подготовку и проведение всевозможных политических акций. Этим этапом завершается превращение индивида в гражданина, человека, осознающего себя членом государства.
Следует отметить, что первый и второй этапы политической социализации могут находиться в конфликте. Он возникает тогда, когда молодой человек, получивший гуманные демократические представления о политике в семье, школе, университете, сталкивается с жесткими и далекими от демократии реалиями: авторитарной властью на производстве, безнравственностью политиков, бездушием и грубостью государственных служащих, разнообразными силовыми проявлениями власти. В этом случае происходит переоценка ценностей, проявлениями которой становятся аполитичность, конформизм или же радикальный политический протест. Здесь важно, чтобы воспитательный процесс не отрывался от реальной политической практики.
Политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень личности оказывает существенное воздействие на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наследственность, пол, возраст, темперамент, состояние здоровья и т. д. Например, свойства нервной системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие политическому поведению не только отдельной личности, но и масс в целом.
Эмоции, воля, память, способности, мышление, характер и другие элементы составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние на политическое сознание и поведение человека. Например, без воли наиболее осознанного психологического элемента личности невозможно добиться целей в любой сфере.
Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и под воздействием целого ряда субъектов (агентов) политической социализации — семьи, дошкольных учреждений, школы и других учебных заведений, родственников, коллег, кланов, политических институтов, молодежных организаций, религиозных и общественных объединений, СМИ.
Интенсивность процесса политической социализации обычно ослабевает после формирования человека как личности, но в менее выраженной форме изменение политических представлений происходит в течение всей жизни: под влиянием новых ролевых требований (занятие руководящих позиций в общественных организациях, партиях, государстве и т.п.), важных политических событий (революции, войны и др.), а также возраста. Известно, например, что пожилые люди придерживаются более консервативных политических взглядов, чем молодежь.
На основании исторического опыта и политической практики выделяют несколько типов, образцов политической социализации.
Во-первых, гармоничный тип политической социализации предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог субъектов политических
процессов. Подобная степень культурной одноразности характерна для англоамериканской культуры, согласно которой субъекты политического взаимодействия привержены общепринятым идеалам, нормам, ценностям, что позволяет поколениям безболезненно входить в политическую жизнь.
Во-вторых, плюралистический тип политической социализации, который преобладает в странах континентальной Европы. Этот тип характеризуется наличием значительного числа разнородных субкультур, что предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурноэтнической группы. Консолидированная демократия в рамках плюралистического типа политической социализации основана на динамичном равновесии трёх начал: развитого гражданского общества, конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы личности.
В-третьих, различают конфликтный тип политической социализации, который характерен для незападных цивилизаций. Имеющийся в этих странах высокий уровень нищеты большинства населения, жёсткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняют достижение согласия между носителями различных ценностей субъектами политических отношений и, прежде всего, властью.
В-четвёртых, выделяют гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какоголибо класса, партии или определённой религии.
Главная проблема в отмеченном заключается в правильной организации процесса социализации. Американские политологи Д. Истон и Дж. Денис отмечали, что силовыми методами добиться принятия политических ценностей невозможно. Надо помочь людям принять их добровольно. Данное возможно тогда, когда политическая система будет задавать психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе политической культуры. Для этого важно поддерживать веру индивидов в важность политической социализации, легитимность власти. Существенную роль в этом должны играть политические и государственные деятели, преподаватели вузов и техникумов, СМИ — все ответственные за передачу общественно-политического опыта. Это особенно важно в нынешний переломный этап развития нашей республики.
Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга, они выступают важнейшими элементами функционирования и стабильности политической системы.
- 2. Политика как социальное явление.
- 3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
- 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве
- 5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).
- 6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
- 7. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
- 9. Субъекты и объекты политической власти, ее ресурсы.
- 10 Элиты и их роль в функционировании власти.
- 11. Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы.
- 12. Политическая система Беларуси.
- 13. Понятие политического режима, его содержание и критерии.
- 14 Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
- 15. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных политических режимов.
- 16. Либеральный политический режим, его характерные признаки.
- 17. Демократический политический режим, сущность и отличительные черты.
- 18. Политическое лидерство, его сущность и функции.
- 19. Типы политических лидеров и стили лидерства.
- 20. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
- 21 Государство как основной институт политической системы, его происхождение, структура и функции.
- 22. Формы правления и государственного устройства.
- 23. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
- 24. Правовое государство: понятие, сущность, принципы организации.
- 25. Парламент - высший представительный и законодательный орган власти: его структура и полномочия.
- 26. Правительство - высший исполнительный орган государства: его статус и полномочия.
- 27. Судебная власть как вид государственной власти, её основные функции, принципы построения.
- 28. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
- 29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
- 30. Политическая партия как политический институт, её сущность, происхождение, основные функции.
- 31. Типология политических партий и их характеристика.
- 32. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
- 33. Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.
- 34. Общественно-политические организации и движения, и их место в политической систем' Общественные организации и движения Беларуси.
- 35. Политические процессы, их сущность и структура.
- 36. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
- 37. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
- 38. Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их характеристика.
- 39. Политическая коммуникация: понятие, структура, функции и средства.
- 40. Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
- 41. Политический конфликт как социальное явление, его субъекты, основные стадии.
- 42. Основные типы политических конфликтов.
- 43. Политические кризисы и их сущность.
- 44. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
- 45. Политическая модернизация, ее сущность, критерии и типы.
- 46. Политическая культура общества: сущность, структура.
- 48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
- 49. Понятие и сущность политической идеологии, её функции.
- 50. История возникновения и основные ценности идеологии либерализма. Неолиберализм
- 51. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- 54. Государственная идеология Республики Беларусь.
- 55. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.
- 56. Основные теории демократии и их характеристика.
- 57. Прямая и представительная демократия, их преимущества и недостатки.
- 59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
- 60. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
- 61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
- 62. Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации.
- 64. Основные направления разрешения глобальных проблем современности.
- 65. Сущность, функции и теории геополитики.
- 66. Основные факторы геополитики Беларуси.
- 67. Понятие социологии, её предмет и объект, основные функции.
- 68. Основные этапы возникновения и развития социологии.
- 69. Социологические теории XIX века (о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс).
- 70. Формирование и развитие эмпирической социологии (ф.Тейлор, э.Мэйо и др.)
- 71. Понятие социальной структуры общества Социальные общности и социальные группы.
- 73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
- 79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
- 80. Классификация типов семьи, их характеристика.
- 81. Основные функции семьи. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья.
- 82. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.
- 83. Социальная демография. Понятие, основные тенденции развития демографических процессов.
- 84. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
- 85. Миграционные процессы и эмиграция в современном мире и рб: их причины и последствия.
- 86. Демографическая политика государства: цели, задачи, пути их решения.
- 87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
- 95. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
- 96. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, их виды.