29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
Важное место в системе институтов государственной власти занимает и местная власть. Она является важнейшим звеном организации граждан, базисом демократии, связующим звеном между обществом и государством, самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти. Наличие местной власти характеризует степень демократизации государства и уровень развития гражданского общества. Местная власть способствует решению политических, экономических, социальных и культурных вопросов, вопросов здравоохранения местного значения, исходя из интересов населения данной территории. Она приближает государственную власть к народу.
Местная власть сочетает в себе как бы два органа — местное самоуправление и местное управление. Местное управление — это органы, назначаемые центральной
властью и представленные исполнительными комитетами (исполкомами,
муниципалитетами, администрациями), а местное самоуправление — это Советы депутатов, которые избираются непосредственно гражданами. Сочетание этих двух начал в местной власти называется местным управлением и самоуправлением. Советы депутатов — это своего рода местный парламент, а исполком — правительство. Исполком — постоянно действующий орган, а выборные Советы собираются периодически для решения каких-то важных принципиальных вопросов. Система органов местного управления и самоуправления определяется Конституцией, законом и другими нормативными актами.
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление и управление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.
Основное звено местного самоуправления — местные Советы депутатов представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.
В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня местных Советов депутатов: первичный, базовый и областной. К первичному относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения), к базовым — городские (города областного подчинения), районные, к областным — областные Советы депутатов. Минский городской Совет депутатов обладает статусом базового и областного Совета депутатов.
Такая трехуровневая система (сельский Совет, районный и областной) соответствует мировой практике. Например, в США штаты делятся на графства, а графства на округа. Более сложная пятиуровневая система местной власти имеется во Франции. Там низшим звеном является коммуна, далее — кантон, округ, департамент и завершает систему крупная административно-территориальная единица — регион (вместо ранее существовавших провинций). Это такие регионы, как Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т. д.
В соответствии со статьей 118 Конституции Республики Беларусь, местные Советы депутатов избираются гражданами тех административно-территориальных единиц, на
которых они находятся, сроком на 4 года. Депутатом местных Советов Республики Беларусь может быть гражданин республики, достигший 18 лет. Общее количество Советов в Беларуси — 1672: 6 областных, Минский городской Совет, 117 районных, 20 городских (в числе — Минск, областные центры, а также крупные города областного подчинения — Барановичи, Бобруйск, Борисов и т. д.), 11 Советов районного подчинения (например, Фаниполь), 77 поселковых и 1440 сельских Совета.
Взамен упраздненных районных в городах Советов депутатов и иных органов Указом Президента РБ от 19 сентября 1995 года образованы местные администрации, входящие в так называемую «президентскую вертикаль».
Председатели областных (иногда их неправильно называют губернаторами) и Минского городского исполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областным и Минским городским Советами депутатов. Кандидатура на эту должность считается утвержденной, если за нее проголосовало большинство депутатов от числа избранных. В случае, если Совет депутатов не утверждает кандидатуру, Президент Республики Беларусь в том же порядке вносит другую кандидатуру. При повторном отказе областного, Минского городского Совета депутатов утвердить кандидатуру, назначенную на должность председателя исполнительного комитета, решение Президента, принятое по той или иной кандидатуре, является окончательным.
Назначение на должность и освобождение от нее председателей районных (городских) исполнительных комитетов и представление их кандидатур на утверждение районных (городских) Советов депутатов осуществляется председателем областного исполнительного комитета. Он же принимает окончательное решение о назначении председателей районных (городских) исполнительных комитетов, а также в случае повторного отказа соответствующих Советов депутатов утвердить предложенные кандидатуры.
Назначение председателя областного, городского и районного исполнительного комитета на должность и освобождение его от должности оформляется указом Президента Республики Беларусь.
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
определение порядка управления и распоряжения коммунальной
собственностью (землей, жилищным фондом, школами, ФАПами амбулаториями и т. д.); назначение местных референдумов.
Полномочия исполнительных комитетов заключаются в выполнении решений вышестоящих органов, решений местных Советов, управлении местной собственностью, организациями и учреждениями. Они также выдают лицензии на право торговли, содержание различных предприятий бытового обслуживания, лечебных учреждений, разрешения на занятие промыслом; устанавливают правила торговли, застройки, поведения в общественных местах; выделяют земельные участки под строительство; дают разрешения или накладывают запреты на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Исполнительные комитеты осуществляют надзор в сфере общественного порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т. д. В некоторых странах местные исполкомы (муниципалитеты) имеют свою полицию (США, Канада, Франция).
Для осуществления своих полномочий органы местного управления и самоуправления должны располагать финансами. Источники финансов (доходов) государственные субсидии, т. е. выплаты из общегосударственного бюджета, а также сборы за выдачу разрешений документов, местные налоги. Общегосударственные субсидии бывают трех видов: общие субсидии (не целевые, а выплачиваемые регулярно); целевые субсидии (регулярно выплачиваемые на конкретные цели — образование,
здравоохранение, культуру и т. д.); специальные — для отдельных субъектов (предприятий, организаций и т. д.).
Решения местных исполнительных органов, не соответствующие законодательству
РБ, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими
исполнительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. В случае систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов законодательства, они распускаются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.
В заключение вопроса следует отметить, что в советское время полномочия местных Советов были сильно деформированы. Деформации привели к постоянному отлучению населения от самостоятельного участия в решении вопросов местной жизни. Самоуправление граждан территориями, закрепленное в Конституции, в реальности практически не существует и сейчас. Самоорганизация граждан на местах фактически отсутствует. Исполнительные комитеты местного управления наделены правами распоряжения финансовыми, материальными ресурсами, коммунальной собственностью, а председатели исполкомов непосредственно подчиняются Президенту Беларуси. В результате Советы депутатов как органы общественного самоуправления, являются маловлиятельными местными органами государственной власти. Из-за слабой материальной и финансовой базы практически не способны оказывать населению необходимую помощь и заботу сельские Советы. Сельсоветы находятся фактически в полной зависимости (финансовой и экономической) от председателей колхозов, местных предприятий и райисполкомов, в то время, как именно Советы, по Конституции, должны распоряжаться государственной собственностью — землей, лесными, водными и иными ресурсами. Поэтому контакты между Советами и населением пока незначительны.
Улучшению финансового, а с этим и материального положения местных советов и исполкомов способствовало бы проведение территориально-административной реформы, направленной на сокращение числа районов и сельсоветов (до 1917 г. на территории Беларуси было всего 17 районов), снижение выплат из местных доходов, налогов и сборов в областные и республиканский бюджеты, развитие предпринимательства.
В заключение темы следует отметить: а) система институтов государственной власти в Республике Беларусь очень громоздка; б) в системе институтов государственной власти преобладает не законодательная, а исполнительная власть.
- 2. Политика как социальное явление.
- 3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
- 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве
- 5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).
- 6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
- 7. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
- 9. Субъекты и объекты политической власти, ее ресурсы.
- 10 Элиты и их роль в функционировании власти.
- 11. Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы.
- 12. Политическая система Беларуси.
- 13. Понятие политического режима, его содержание и критерии.
- 14 Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
- 15. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных политических режимов.
- 16. Либеральный политический режим, его характерные признаки.
- 17. Демократический политический режим, сущность и отличительные черты.
- 18. Политическое лидерство, его сущность и функции.
- 19. Типы политических лидеров и стили лидерства.
- 20. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
- 21 Государство как основной институт политической системы, его происхождение, структура и функции.
- 22. Формы правления и государственного устройства.
- 23. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
- 24. Правовое государство: понятие, сущность, принципы организации.
- 25. Парламент - высший представительный и законодательный орган власти: его структура и полномочия.
- 26. Правительство - высший исполнительный орган государства: его статус и полномочия.
- 27. Судебная власть как вид государственной власти, её основные функции, принципы построения.
- 28. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
- 29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
- 30. Политическая партия как политический институт, её сущность, происхождение, основные функции.
- 31. Типология политических партий и их характеристика.
- 32. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
- 33. Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.
- 34. Общественно-политические организации и движения, и их место в политической систем' Общественные организации и движения Беларуси.
- 35. Политические процессы, их сущность и структура.
- 36. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
- 37. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
- 38. Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их характеристика.
- 39. Политическая коммуникация: понятие, структура, функции и средства.
- 40. Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
- 41. Политический конфликт как социальное явление, его субъекты, основные стадии.
- 42. Основные типы политических конфликтов.
- 43. Политические кризисы и их сущность.
- 44. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
- 45. Политическая модернизация, ее сущность, критерии и типы.
- 46. Политическая культура общества: сущность, структура.
- 48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
- 49. Понятие и сущность политической идеологии, её функции.
- 50. История возникновения и основные ценности идеологии либерализма. Неолиберализм
- 51. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- 54. Государственная идеология Республики Беларусь.
- 55. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.
- 56. Основные теории демократии и их характеристика.
- 57. Прямая и представительная демократия, их преимущества и недостатки.
- 59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
- 60. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
- 61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
- 62. Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации.
- 64. Основные направления разрешения глобальных проблем современности.
- 65. Сущность, функции и теории геополитики.
- 66. Основные факторы геополитики Беларуси.
- 67. Понятие социологии, её предмет и объект, основные функции.
- 68. Основные этапы возникновения и развития социологии.
- 69. Социологические теории XIX века (о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс).
- 70. Формирование и развитие эмпирической социологии (ф.Тейлор, э.Мэйо и др.)
- 71. Понятие социальной структуры общества Социальные общности и социальные группы.
- 73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
- 79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
- 80. Классификация типов семьи, их характеристика.
- 81. Основные функции семьи. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья.
- 82. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.
- 83. Социальная демография. Понятие, основные тенденции развития демографических процессов.
- 84. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
- 85. Миграционные процессы и эмиграция в современном мире и рб: их причины и последствия.
- 86. Демографическая политика государства: цели, задачи, пути их решения.
- 87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
- 95. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
- 96. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, их виды.