logo
Ответы на экзамен по политологии и социологии

3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.

Методология – совокупность принципов, способов познания науки. Общенаучные методы:

а) анализ и синтез

б) индукция и дедукция в) аналогия

г) моделирование

д) диалектический - раскрывает взаимосвязи между политикой, обществом и культурой. е) исторический

Частные методы:

Социологический метод разработан и широко представлен в марксизме, где политика трактуется как надстройка над экономическим базисом, который обуславливает жесткую зависимость от себя не только политики и власти, но и отношений между классами, нациями и государствами. Суть этого метода в выяснении зависимости политики от общества, существующих в нем общественных отношений.

Нормативный или нормативно-оценочный метод исходит из этических ценностей и норм, выяснения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения блага, свободы, справедливости, ориентирует на разработку идеала политического устройства, строительство в соответствии с ним политических институтов и политического поведения.

Функциональный метод, напротив, абстрагируется от этической оценки политики и основывается на изучении реальной политики, позитивистской ориентации исследований. Одним из первых этот метод применил Макиавелли, отказавшись от религиозных догм и нормативных оценок при изучении политических явлений и указавший на необходимость исследования реальной жизни во всем ее многообразии и противоречивости. Институциональный метод делает упор на изучение политических институтов, в рамках которых проводится политика и осуществляется власть, развертывается политическая деятельность государства, политических партий, правительственных и неправительственных организаций и объединений, реализуются различные политические программы и законодательные правовые акты.

Антропологические и психологические методы ориентируют на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств личности, черт характера, бессознательных психологических процессов и мотиваций человеческого поведения, участия в политике.

Диалектический метод исходит из всестороннего и динамичного развертывания политической жизни, важности выявления противоречий как источника развития в политическом процессе. В советский период он рассматривался как основной метод научных исследований. С ним тесно связан деятельный метод, который анализирует политику как специфический вид социальной деятельности, имеющей циклические стадии развития.

Исторический метод давно применяется в политологии. Он предполагает изучение политических событий в их последовательном временном свершении, выяснение связей взаимозависимости и повторяемости акцентов в политике прошлого, настоящего и будущего.

Наконец, сравнительный метод на основе сопоставления однотипных политических явлений и событий, способов и приемов политической деятельности, властных решений позволяет выявлять их общие черты и специфику, находить наиболее эффективные формы и пути решения политических проблем.

Что касается новых, современных методов — бихевиористского, системного и структурного функционализма, использующихся в политологии, то они рассматривают политику как некую целостную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных структурных элементов, и пытаются выявить эти взаимосвязи и роли субъектов в политической реальной жизни, включая поведение отдельных личностей и групп (бихевиоризм).

К эмпирическим методам научного изучения политики относятся: статистический анализ, изучение политических документов, социальные эксперименты, анкетный опрос, интервьюирование, наблюдение, контент-анализ, рейтинговые голосования. Именно они дают возможность получать разностороннюю политическую информацию, выявлять политические пристрастия и настроения людей. Их характеристика излагается в курсе прикладной социологии.

Функции политологии как учебной дисциплины.

1. Гносиологическая (теоретико-познавательная) – формирует знания о политике и ее роли в обществе.

2. Мировоззренческая – помогает правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, классовых, групповых, личных интересов и правильно определить свое место в п/жизни общества.

3. Регулятивная – воздействие людей и организаций на п/процесс, их участие в политических процессах и рационализации политической жизни.

4. Методологическая – раскрывая общие закономерности политики, создает базу для более частных п/теорий.

5. Аналитическая – анализ, оценка результатов деятельности государства, политических партий, других субъектов политической организации общества.

6. Прогностическая – позволяет прогнозировать последствия принимаемых п/решений, развитие п/процессов, своевременное корректирование политики.

7. Воспитательная – создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогает политической социолизации общества.

Описательная (дискриптивная) функция в политологии связана с поиском и описанием политических фактов, явлений и субъектов реальной политической действительности, признанием их истинными, объективно существующими или иллюзорными. Объяснительно-аналитическая функция политологии отвечает на вопрос: как и почему возникли данные политические факты, каковы принципы их возникновения, основные признаки, свойства, сущность политических событий и явлений.

Прогностическая функция политологии позволяет предвидеть политические события в будущем, прогнозировать развитие политической реальности и ее последствия, строить прогностические политические гипотезы.

Инструментальная функция политологии отвечает на вопрос: какие надо предпринять действия, принять решения, чтобы достичь желаемого результата в политике. Иными словами, как, какими инструментами, способами, правилами поведения и действия можно реализовать политический прогноз.

Идеологическая функция политологии, хотя и остается предметом острых споров, тем не менее используется в научных исследованиях. Она отвечает на вопрос: к каким целям надо стремиться и какие ценности стоит реализовать в реальной политике. Совершенно понятно, что они в разных политических системах разнообразны и противоречивы, вызывают идеологические споры и столкновения. Но в современном мире они должны разрешаться на научной основе, с учетом как общечеловеческих, так и реальных национальных, классовых, групповых и индивидуальных интересов людей.

Необходимость изучения политологии:

1) дает систематизированные знания о политике и закономерностях ее развития

2) поднимает политический уровень студентов

3) учит студентов разбираться в политических процессах, понимать их и уметь анализировать (ведь политически неграмотный человек – легкая добыча политиков)

4) политика участвует в решении ряда вопросов медицины