3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
Методология – совокупность принципов, способов познания науки. Общенаучные методы:
а) анализ и синтез
б) индукция и дедукция в) аналогия
г) моделирование
д) диалектический - раскрывает взаимосвязи между политикой, обществом и культурой. е) исторический
Частные методы:
Социологический метод разработан и широко представлен в марксизме, где политика трактуется как надстройка над экономическим базисом, который обуславливает жесткую зависимость от себя не только политики и власти, но и отношений между классами, нациями и государствами. Суть этого метода в выяснении зависимости политики от общества, существующих в нем общественных отношений.
Нормативный или нормативно-оценочный метод исходит из этических ценностей и норм, выяснения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения блага, свободы, справедливости, ориентирует на разработку идеала политического устройства, строительство в соответствии с ним политических институтов и политического поведения.
Функциональный метод, напротив, абстрагируется от этической оценки политики и основывается на изучении реальной политики, позитивистской ориентации исследований. Одним из первых этот метод применил Макиавелли, отказавшись от религиозных догм и нормативных оценок при изучении политических явлений и указавший на необходимость исследования реальной жизни во всем ее многообразии и противоречивости. Институциональный метод делает упор на изучение политических институтов, в рамках которых проводится политика и осуществляется власть, развертывается политическая деятельность государства, политических партий, правительственных и неправительственных организаций и объединений, реализуются различные политические программы и законодательные правовые акты.
Антропологические и психологические методы ориентируют на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств личности, черт характера, бессознательных психологических процессов и мотиваций человеческого поведения, участия в политике.
Диалектический метод исходит из всестороннего и динамичного развертывания политической жизни, важности выявления противоречий как источника развития в политическом процессе. В советский период он рассматривался как основной метод научных исследований. С ним тесно связан деятельный метод, который анализирует политику как специфический вид социальной деятельности, имеющей циклические стадии развития.
Исторический метод давно применяется в политологии. Он предполагает изучение политических событий в их последовательном временном свершении, выяснение связей взаимозависимости и повторяемости акцентов в политике прошлого, настоящего и будущего.
Наконец, сравнительный метод на основе сопоставления однотипных политических явлений и событий, способов и приемов политической деятельности, властных решений позволяет выявлять их общие черты и специфику, находить наиболее эффективные формы и пути решения политических проблем.
Что касается новых, современных методов — бихевиористского, системного и структурного функционализма, использующихся в политологии, то они рассматривают политику как некую целостную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных структурных элементов, и пытаются выявить эти взаимосвязи и роли субъектов в политической реальной жизни, включая поведение отдельных личностей и групп (бихевиоризм).
К эмпирическим методам научного изучения политики относятся: статистический анализ, изучение политических документов, социальные эксперименты, анкетный опрос, интервьюирование, наблюдение, контент-анализ, рейтинговые голосования. Именно они дают возможность получать разностороннюю политическую информацию, выявлять политические пристрастия и настроения людей. Их характеристика излагается в курсе прикладной социологии.
Функции политологии как учебной дисциплины.
1. Гносиологическая (теоретико-познавательная) – формирует знания о политике и ее роли в обществе.
2. Мировоззренческая – помогает правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, классовых, групповых, личных интересов и правильно определить свое место в п/жизни общества.
3. Регулятивная – воздействие людей и организаций на п/процесс, их участие в политических процессах и рационализации политической жизни.
4. Методологическая – раскрывая общие закономерности политики, создает базу для более частных п/теорий.
5. Аналитическая – анализ, оценка результатов деятельности государства, политических партий, других субъектов политической организации общества.
6. Прогностическая – позволяет прогнозировать последствия принимаемых п/решений, развитие п/процессов, своевременное корректирование политики.
7. Воспитательная – создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогает политической социолизации общества.
Описательная (дискриптивная) функция в политологии связана с поиском и описанием политических фактов, явлений и субъектов реальной политической действительности, признанием их истинными, объективно существующими или иллюзорными. Объяснительно-аналитическая функция политологии отвечает на вопрос: как и почему возникли данные политические факты, каковы принципы их возникновения, основные признаки, свойства, сущность политических событий и явлений.
Прогностическая функция политологии позволяет предвидеть политические события в будущем, прогнозировать развитие политической реальности и ее последствия, строить прогностические политические гипотезы.
Инструментальная функция политологии отвечает на вопрос: какие надо предпринять действия, принять решения, чтобы достичь желаемого результата в политике. Иными словами, как, какими инструментами, способами, правилами поведения и действия можно реализовать политический прогноз.
Идеологическая функция политологии, хотя и остается предметом острых споров, тем не менее используется в научных исследованиях. Она отвечает на вопрос: к каким целям надо стремиться и какие ценности стоит реализовать в реальной политике. Совершенно понятно, что они в разных политических системах разнообразны и противоречивы, вызывают идеологические споры и столкновения. Но в современном мире они должны разрешаться на научной основе, с учетом как общечеловеческих, так и реальных национальных, классовых, групповых и индивидуальных интересов людей.
Необходимость изучения политологии:
1) дает систематизированные знания о политике и закономерностях ее развития
2) поднимает политический уровень студентов
3) учит студентов разбираться в политических процессах, понимать их и уметь анализировать (ведь политически неграмотный человек – легкая добыча политиков)
4) политика участвует в решении ряда вопросов медицины
- 2. Политика как социальное явление.
- 3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
- 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве
- 5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).
- 6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
- 7. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
- 9. Субъекты и объекты политической власти, ее ресурсы.
- 10 Элиты и их роль в функционировании власти.
- 11. Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы.
- 12. Политическая система Беларуси.
- 13. Понятие политического режима, его содержание и критерии.
- 14 Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
- 15. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных политических режимов.
- 16. Либеральный политический режим, его характерные признаки.
- 17. Демократический политический режим, сущность и отличительные черты.
- 18. Политическое лидерство, его сущность и функции.
- 19. Типы политических лидеров и стили лидерства.
- 20. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
- 21 Государство как основной институт политической системы, его происхождение, структура и функции.
- 22. Формы правления и государственного устройства.
- 23. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
- 24. Правовое государство: понятие, сущность, принципы организации.
- 25. Парламент - высший представительный и законодательный орган власти: его структура и полномочия.
- 26. Правительство - высший исполнительный орган государства: его статус и полномочия.
- 27. Судебная власть как вид государственной власти, её основные функции, принципы построения.
- 28. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
- 29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
- 30. Политическая партия как политический институт, её сущность, происхождение, основные функции.
- 31. Типология политических партий и их характеристика.
- 32. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
- 33. Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.
- 34. Общественно-политические организации и движения, и их место в политической систем' Общественные организации и движения Беларуси.
- 35. Политические процессы, их сущность и структура.
- 36. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
- 37. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
- 38. Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их характеристика.
- 39. Политическая коммуникация: понятие, структура, функции и средства.
- 40. Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
- 41. Политический конфликт как социальное явление, его субъекты, основные стадии.
- 42. Основные типы политических конфликтов.
- 43. Политические кризисы и их сущность.
- 44. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
- 45. Политическая модернизация, ее сущность, критерии и типы.
- 46. Политическая культура общества: сущность, структура.
- 48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
- 49. Понятие и сущность политической идеологии, её функции.
- 50. История возникновения и основные ценности идеологии либерализма. Неолиберализм
- 51. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- 54. Государственная идеология Республики Беларусь.
- 55. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.
- 56. Основные теории демократии и их характеристика.
- 57. Прямая и представительная демократия, их преимущества и недостатки.
- 59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
- 60. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
- 61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
- 62. Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации.
- 64. Основные направления разрешения глобальных проблем современности.
- 65. Сущность, функции и теории геополитики.
- 66. Основные факторы геополитики Беларуси.
- 67. Понятие социологии, её предмет и объект, основные функции.
- 68. Основные этапы возникновения и развития социологии.
- 69. Социологические теории XIX века (о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс).
- 70. Формирование и развитие эмпирической социологии (ф.Тейлор, э.Мэйо и др.)
- 71. Понятие социальной структуры общества Социальные общности и социальные группы.
- 73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
- 79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
- 80. Классификация типов семьи, их характеристика.
- 81. Основные функции семьи. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья.
- 82. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.
- 83. Социальная демография. Понятие, основные тенденции развития демографических процессов.
- 84. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
- 85. Миграционные процессы и эмиграция в современном мире и рб: их причины и последствия.
- 86. Демографическая политика государства: цели, задачи, пути их решения.
- 87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
- 95. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
- 96. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, их виды.