logo
Ответы на экзамен по политологии и социологии

73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами, отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» (от латинского stratum - слой) или понятием социальная группа, а на смену теории социальноклассового строения общества должны прийти теории социальной стратификации. Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения. Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном - движение вверх и вниз; 2) горизонтальном передвижение на одном и том же социальном уровне.

74. Социальная структура современного общества (П.Сорокин. Р.Дарендорф и др.).

75. Личность - уникальное социальное явление и система. Социальные качества личности.

76. Социализация личности как непрерывный процесс.

77. Социальный статус и социальные роли личности.

78. Семья - базовый социальный институт общества, её сущность и происхождение.

Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, она сохранилась, выступала и выступает социальной единицей общества с момента появления и до нашего времени. В РБ сейчас 2,4 млн. семей.

Социология семьи зародилась в конце 17 в., когда исследователи Рилза и Ле Ви изучали зависимость урбанизации, религии и т. д. и семьи. Парсон, Огборн, Хилл, Элмер занимались изучением семейных отношений.

Семья в любом обществе имеет двойственный характер. С одной стороны – это социальный институт, являющийся предметом государственной политики, с другой малая группа, имеющая свои закономерности существования и развития. Для семья характерная зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и в то же время относительная самостоятельность. Неотделимо от семьи понятие брака.

Брак – санкционированное обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их половые отношения, взаимные права и обязанности.

Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.