logo
Ответы на экзамен по политологии и социологии

5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).

Все идеи Средневековья – шаг назад по сравнению с Античностью. Религия и католическая церковь считали человека рабом божим, который был обязан замаливать первородный и свои грехи.

Авремий Августин Блаженный – христианский теолог. Исходил из библейского положения – всякая власть от Бога. Произведение «Град божий»: в мире есть две основные общности. Первая – град божий (церковь, праведники, священнослужители) основан на любви к Богу, справедливости. Вторая – град земной – светское государство, «великая разбойничья организация», в которой борются за материальные блага для себя, притесняют друг друга, есть насилие, разбой. В конце концов будет победа града божьего на светским.

Фома Аквинский – доминиканский монах. Не только природа, но и государство проявление власти Бога, власти церковь. На сколько Бог выше человека, на столько духовная власть церкви выше земного господства. Сторонник монархии. Защищал общественное неравенство, т.к. оно тоже установлено Богом.

Возрождение в Италии начинается раньше, чем в других странах. В ВКЛ – в XVI в., в России – еще позже. Характеризуется урбанизацией, различными открытиями (компас кораблестроение, микроскоп  открытие клетки, снятие запрета с изучения трупов  развитие медицины).

Н. Макиавелли:

1) создал концепцию светского государства, обладающего политической властью и законами. Произведения «Государь» и «История Флоренции»

2) считал, основная функция государства – защита частной собственности и своих подданных.

3) сторонник республики, но не отвергал и монархию в исключительных случаях.

4) принцип «цель оправдывает средства» (однако не оправдывал его): для достижения политической цели все средства хороши, вплоть до неправильных, аморальных (подкуп, шантаж, обольщение, убийство).

5) политик, вздумавший руководствоваться только нравственными принципами, обречен на гибель.

6) выступал против абсолютизма, абсолютной власти одного человека, абсолютная власть портит и подданных

7) дал характеристику личных качеств политического лидера (должен обладать качествами льва и лисицы)

В период Возрождения возник и «утопический социализм», который представлял иные взгляды на рыночный капитализм и государственную власть. Так, один из его авторов, англичанин Томас Мор (1478–1535 гг.), в книге «Утопия», (т. е. место, которого нет), доказывал, что все пороки и беды, все преступления в обществе исходят от частной собственности, а государство является результатом заговора богачей. Поэтому ее надо уничтожить и перестроить общество и государство на социалистических и гуманистических началах. Эту мысль продолжил итальянец Томмазо Кампанелла (15681639 гг.). В книге «Город Солнца», который тоже находится вдали от цивилизации, он повествует о счастливой жизни людей в специально созданных «соляриях», где все строго регламентировано и справедливо, нет бедных и богатых, существует равенство, которое устанавливает и проводит государство. И, хотя жизнь у «соляриев» довольно аскетична, люди ею довольны и живут счастливо.

В эту же эпоху появилась теория государственного суверенитета, автором которой является французский мыслитель Жан Боден (1530–1596 гг.). Он считал, что суверенитет

— это абсолютная и постоянная власть государства, гарантия его свободы и независимости. Выше суверенной власти государства — только Бог и законы природы. Это полная независимость государства от церкви и другой державы. Он также обосновал положение о том, что семья является основной ячейкой общества. Но к демократии относился отрицательно, потому что народ — это толпа, а она выбирает по своему невежеству худших.

Боден является также основателем географической теории политики, которая раскрывает воздействие на политическое поведение людей холодного, умеренного и жаркого климата. Согласно этой теории, народы Севера наиболее выносливые, сильные и воинственные. Отсюда чаще всего исходила воинственная политика и великие армии, велись войны. Народы стран умеренного климата более умны, но менее сильны, чем северные. Но они больше подходят для управления государством. Именно здесь берут свое начало политические науки, законы, юстиция, искусство, красноречие. Тут возникли все великие империи: ассирийцев, персов, греков, римлян и др. Народы с южным климатом отличаются хитростью и изворотливостью. От них пришли философия, математика, оккультизм и другие созерцательные науки. Все это оказывает значительное влияние на государственную политику в любой стране, ее экономическое, социальное и духовное развитие.

Идеи Бодена о государственном суверенитете, о связи политики с географической средой не потеряли своей значимости. Они были развиты и конкретизированы

последующими мыслителями и учеными в Новое и Новейшее время.