43. Политические кризисы и их сущность.
Противоборство субъектов политики и неспособность общества разрешить конфликты может привести к политическому кризису и даже распаду политической системы.
Политический кризис — это такое состояние политической системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности, во всеобщем недовольстве. Это высшая точка всеобщего недовольства и возмущения. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических
противоречий, расстройство прежних общественных отношений,
недовольство народа властью или недоверие народа к власти. Конкретными проявлениями политического кризиса могут быть:
паралич власти, проявляющийся в неспособности государства и его органов выполнять необходимые функции;
распространение политических идей, отрицающих ценности политической системы, переживающей кризис;
наличие двоевластия, которое дезорганизует общество; активная оппозиционная деятельность.
Причинами кризиса нередко являются: падение уровня жизни народа, несовпадение индивидуальных, групповых и общественных ценностей, религиозный фанатизм, падение доверия народа к институтам власти и многие другие.
Политические кризисы как и конфликты, многообразны. Они могут охватывать всю политическую систему общества, так и ее отдельные
элементы. Выделяют следующие виды: внутриполитические и
внешнеполитические. Внутриполитические кризисы могут быть
общенациональными и «частными», т. е. кризисами отдельных институтов власти. К последним относятся правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный кризисы. Выделяют также кризис политической системы.
Правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом. Часто его причиной бывает потеря правительством авторитета. Он выражается в невыполнении распоряжений правительства как исполнительными органами, так и отдельными гражданами. Чаще всего правительственные кризисы случаются в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе. Его может спровоцировать выход из правительства части министров одной из партий правительственной коалиции.
Правительственный кризис может вызвать и конфликт между законодательной и исполнительной властью, потеря правительством поддержки в парламенте и другие причины. Данный кризис завершается
уходом правительства в отставку и формированием нового правительства или назначением новых выборов.
Парламентский кризис выражается в кризисе представительных органов власти. Он возникает в том случае, когда основные противоборствующие фракции парламента равны по силе и принятие важнейших решений невозможно. Причиной парламентского кризиса может быть и ситуация, когда решения парламента расходятся с волей народа или большинства граждан страны. Преодоление парламентского кризиса может привести к роспуску парламента и назначению новых выборов.
Конституционный кризис отражает несовершенство
конституционных норм государства. Он может быть вызван конфликтом между законодательной и исполнительной властями и связан с тем, что действующая конституция не соответствует развитию страны, узаконивает действия дестабилизирующих факторов и способствует возникновению
кризисных ситуаций. Наглядное свидетельство подобного
конституционные кризисы в России в 1993 г., когда противостояние законодательной и исполнительной властей закончилось силовым упразднением парламента, роспуском Конституционного суда и принятием Новой Конституции, а также конституционный кризис в Беларуси в 1996 г. В Беларуси в этом году резко обострился конфликт между Верховным Советом и Президентом, что потребовало уточнения их полномочий, закрепленных в Конституции 1994 года. Парламент отказался рассматривать президентский проект изменений и дополнений действующего основного Закона. В то же время, конституционные полномочия Президента не отвечали степени его ответственности за положение в стране. Референдум 24 ноября 1996 г. разрешил данный кризис одобрением президентского проекта изменений и дополнений Конституции.
Общенациональный кризис демонстрирует массовое недовольство народа властью и неспособность власти более управлять страной. Пример такого кризиса — ситуация, которая сложилась в России в сентябре октябре 1917 года. В стране в результате массовой безработицы, продовольственного, финансового кризиса резко возросло недовольство политикой Временного правительства, а правительство не могло управлять по-старому. Развязкой этого кризиса стал приход к власти большевиков.
Специфика кризиса политической системы состоит в том, что он может затрагивать как механизмы власти, ее юридические и конституционные процессы, так и социально-политические отношения, отношения собственности. Он по своей сущности равен общенациональному кризису.
К внутриполитическим кризисам относятся такие кризисы, как кризис легитимности, участия, идентичности, распределения благ, проникновения.
Кризис легитимности проявляется в падении доверия народа к существующей власти, падении рейтинга ее популярности. Нарушение принципа равенства политического участия общественных групп в формировании власти, возникновение на этой основе чувства своей
бесполезности и отказ от дальнейшего участия в этом называется кризисом участия. Данный кризис находит свое проявление в разного рода бойкотах, резком падении рейтинга популярности властей.
Кризис идентичности (потеря своего политического лица) имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе идеологии, политической культуры, политического имиджа.
Массовое недовольство населения условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ называется кризисом распределения. Обострение противоречий между центральными и местными органами, их стремление к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу каждым проявляется в кризисе проникновения.
И, наконец, внешнеполитический кризис характеризуется
обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом.
Примером международного политического кризиса может служить Карибский кризис 1962 г. из-за Кубы. Главными его субъектами были СССР и США. Причина кризиса носила обоюдный характер. С одной стороны, Соединенные Штаты стремились ликвидировать политическую власть Фиделя Кастро, который объявил о строительстве социализма на Кубе. С другой стороны, Советский Союз, поддерживая Кубу, разместил там ракетное оружие стратегического назначения. Американцы объявили Кубе блокаду, заявили о досмотре всех судов, следовавших в кубинские порты. В результате возник острый международный кризис, угрожающий перерасти в мировую термоядерную войну. Только трезвая политика обоих государств заставила их сесть за стол переговоров и мирно разрешить этот кризис. Советские ракеты были выведены с Кубы, а США отказались от вторжения на этот остров.
Кризис отношений между мировым сообществом и государством проявился в войне против Ирака в 2003 — 2004 гг. Он был спровоцирован США и их союзниками.
Политические кризисы можно предотвратить путем налаживания диалога, взаимных уступок и компромисса. Разрешение конфликта возможно также революционным путем, проведением глубоких реформ, перестройки общественных отношений.
Таким образом, кризисы и конфликты являются неотъемлемой частью политической жизни.
- 2. Политика как социальное явление.
- 3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
- 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве
- 5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).
- 6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
- 7. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
- 9. Субъекты и объекты политической власти, ее ресурсы.
- 10 Элиты и их роль в функционировании власти.
- 11. Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы.
- 12. Политическая система Беларуси.
- 13. Понятие политического режима, его содержание и критерии.
- 14 Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
- 15. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных политических режимов.
- 16. Либеральный политический режим, его характерные признаки.
- 17. Демократический политический режим, сущность и отличительные черты.
- 18. Политическое лидерство, его сущность и функции.
- 19. Типы политических лидеров и стили лидерства.
- 20. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
- 21 Государство как основной институт политической системы, его происхождение, структура и функции.
- 22. Формы правления и государственного устройства.
- 23. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
- 24. Правовое государство: понятие, сущность, принципы организации.
- 25. Парламент - высший представительный и законодательный орган власти: его структура и полномочия.
- 26. Правительство - высший исполнительный орган государства: его статус и полномочия.
- 27. Судебная власть как вид государственной власти, её основные функции, принципы построения.
- 28. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
- 29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
- 30. Политическая партия как политический институт, её сущность, происхождение, основные функции.
- 31. Типология политических партий и их характеристика.
- 32. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
- 33. Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.
- 34. Общественно-политические организации и движения, и их место в политической систем' Общественные организации и движения Беларуси.
- 35. Политические процессы, их сущность и структура.
- 36. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
- 37. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
- 38. Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их характеристика.
- 39. Политическая коммуникация: понятие, структура, функции и средства.
- 40. Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
- 41. Политический конфликт как социальное явление, его субъекты, основные стадии.
- 42. Основные типы политических конфликтов.
- 43. Политические кризисы и их сущность.
- 44. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
- 45. Политическая модернизация, ее сущность, критерии и типы.
- 46. Политическая культура общества: сущность, структура.
- 48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
- 49. Понятие и сущность политической идеологии, её функции.
- 50. История возникновения и основные ценности идеологии либерализма. Неолиберализм
- 51. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- 54. Государственная идеология Республики Беларусь.
- 55. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.
- 56. Основные теории демократии и их характеристика.
- 57. Прямая и представительная демократия, их преимущества и недостатки.
- 59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
- 60. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
- 61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
- 62. Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации.
- 64. Основные направления разрешения глобальных проблем современности.
- 65. Сущность, функции и теории геополитики.
- 66. Основные факторы геополитики Беларуси.
- 67. Понятие социологии, её предмет и объект, основные функции.
- 68. Основные этапы возникновения и развития социологии.
- 69. Социологические теории XIX века (о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс).
- 70. Формирование и развитие эмпирической социологии (ф.Тейлор, э.Мэйо и др.)
- 71. Понятие социальной структуры общества Социальные общности и социальные группы.
- 73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
- 79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
- 80. Классификация типов семьи, их характеристика.
- 81. Основные функции семьи. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья.
- 82. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.
- 83. Социальная демография. Понятие, основные тенденции развития демографических процессов.
- 84. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
- 85. Миграционные процессы и эмиграция в современном мире и рб: их причины и последствия.
- 86. Демографическая политика государства: цели, задачи, пути их решения.
- 87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
- 95. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
- 96. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, их виды.