59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
Международные отношения, как всевозможные взаимосвязи между государствами и народами являются результатом реализации потребностей и интересов людей за рамками своего государства, в том числе и тех потребностей, которые не могли быть удовлетворены средствами внутренней политики. Многообразие и многосферность взаимоотношений представляет собою систему, в которой все государства, взаимодействуя и оказывая влияние друг на друга, формируют вокруг себя определенную внешнюю среду. Эта среда функционирует и развивается уже по своим собственным законам, не всегда совпадающим с закономерностями жизни отдельных государств. Созданная среда оказывает активное влияние на поведение государств.
Взаимоотношения государств в созданной среде образуют сложную структуру, которая состоит из многочисленных субъектов политики на международной арене, т. е. участников международной жизни. Все субъекты международных отношений различаются как суверенные и несуверенные субъекты. Государства — суверенные субъекты, так как они определяют свое поведение самостоятельно. Участники
международных отношений с ограниченными
возможностями в принятии самостоятельных решений — несуверенные
субъекты. Сюда входят различные организации, движения, лиги, корпорации и т. д.
Субъекты международных отношений характеризуют еще как типы. Обычно называют четыре типа субъектов международных отношений.
1. Национальные государства. Их в настоящее время насчитывается свыше 200. Они очень разные по своим размерам, территории и количеству населения, по своей истории, по внутренней структуре, характеру политического режима и богатству. В то же время, все они имеют очерченные границы и в осуществлении международных дел официально считаются суверенными.
2. Наднациональные (супернациональные) или межнациональные организации. Это, прежде всего, международные неправительственные организации: ООН со своими глобальными структурами типа ЮНЕСКО, МБРР, МВФ, МОТ и др. Сюда относятся Европарламент, Международный суд и др. К этому типу субъектов международных отношений можно отнести организации, возникшие с целью консолидации регионов, населения континентов, народов с близкими или сходными этническими свойствами. Это Лига арабских стран, Организация американских государств, СНГ и др.
3. Негосударственные организации. Это любые международные объединения, созданные без межправительственных соглашений и действующие, в основном, в сфере экономики, науки, техники, медицины и т. п. Например, Всемирный Совет Мира, Международная федерация женщин, Международная федерация демократической молодежи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация профсоюзов, церквей и др. Сюда относятся многочисленные разные корпорации (ТНК), идеологические объединения (Социнтерн).
4. К четвертому типу субъектов можно отнести некоторые субъекты внутренней политики, если их деятельность выходит за национальные рамки и имеет весомое международное отражение, создает значимые для международной жизни последствия. Это организации типа объединения евреев в США, чья деятельность приобретает международное значение, а также разные террористические группы. К этому четвертому типу субъектов относятся и выдающиеся личности, чья национальная деятельность приобрела мировой масштаб (Махатма Ганди, де Голль, М. Горбачев, Д. Сахаров и др.).
Международные отношения, как взаимосвязь мировых субъектов, обычно делятся еще на виды и типы. Наиболее распространенные виды международных отношений:
политические отношения.
экономические международные отношения являются следствием исторически объективной интернационализации производственных процессов, международного разделения труда, формирования международного рынка и осуществляющейся научнотехнической революции;
военно-стратегические отношения культурные отношения
Типы международных отношений государств как суверенных субъектов в современных условиях чаще всего носят альтернативный характер, что является следствием преобладания центросиловых воздействий и борьбы за максимальную власть. Отсюда возникают типы отношений как противостояние или сотрудничество. Противостояние после Второй мировой войны долгое время носило характер биполярного состояния международных отношений. Здесь тон задавали два военнополитических блока: НАТО во главе с США и Варшавский договор — с СССР. После развала СССР образовалась однополярная система с бесконкурентным на сегодня лидером — Соединенными Штатами Америки. Под предлогом борьбы с терроризмом президент США объявил официально, что такие страны, как Ирак, Иран, Северная Корея и др. — рассадники и пособники мирового терроризма и должны быть изгоями в мировом сообществе. Он также обвестил о якобы праве США вершить суд и осуществлять кару над ними, используя в этом деле свою огромную военную машину.
Отношения между странами могут быть равноправными, основанными на демократических основах или неравноправными, навязанными более сильной стороной или блоком. Этот тип отношений особенно характерен для экономических отношений. Широкое распространение получил такой тип отношений, как двухсторонние и многосторонние. Двухсторонние отношения возникают в результате ряда договоров и соглашений, подписанных между двумя субъектами, обычно государствами. Многосторонние — предполагают участие многих субъектов международных отношений. Такие отношения чаще всего оформляются в виде союзов, организаций, блоков, альянсов и т.п.
На международные, особенно на политические отношения, значительное влияние оказывают различные сопутствующие факторы в виде партикулярных свойств и особенностей субъектов мирового сообщества. Они могут способствовать естественному включению субъекта в это сообщество, созданию в нем своеобразной «персональной ниши», содействовать развитию добрососедства, сотрудничества, образованию атмосферы доброжелательности и доверия, или, наоборот, затруднять, тормозить, даже разрушать весь процесс развития мирового уклада.
Постоянно действующий фактор — местонахождение и особенности территории страны. Это можно назвать географическим детерминизмом. Он всегда в значительной мере влиял и определял исторические судьбы многих народов. Сюда входят такие детерминирующие качества как:
большая или маленькая территория, которую занимает страна; имеет эта страна выход в океан, или является анклавом;
в какой климатической зоне она находится, и какой ландшафт ее территории; в какой степени она подвержена природным катаклизмам;
уровень демократического состояния в стране;
какими природными богатствами и в какой мере располагает государство.
К долговременно действующему фактору относится уровень развития материальной и духовной культуры в стране, а также ценностный вклад ее народа в развитие цивилизации. Немаловажное значение имеет забота государства о сохранении и
приумножении своих положительных качеств, своей весомости в международном содружестве, своих исторических заслуг перед человечеством. К великому сожалению, тысячелетняя история белорусского народа долгое время замалчивалась, а его культурные достижения умышленно и неправомерно приписывались русскому, польскому или литовскому народу. Вследствие этого широкая мировая общественность очень мало знала о Беларуси и ее народе. Поэтому, после образования суверенной Республики Беларусь главной задачей внешней политики страны стал ее выход на международную арену в качестве равноправного субъекта. Важнейшим средством в решении этой задачи стала популяризация, даже пропаганда знаний, достоверных и нефальсифицированных сведений о Беларуси, о белорусском народе и его истории, чтобы восстановить былую мировую известность и авторитет страны. Это было неоспоримым фактом у наших предков, особенно в бытность Великого Княжества Литовского.
К кратковременному фактору относится специфичность политических режимов, возникших в той или иной стране, особенности и характер господствующей идеологии, мощность и агрессивность вооруженных сил. Особенно большую роль в этом играют личности, находящиеся у руля государственной власти. Их влияние на мировой процесс огромен. Пример этому — А. Македонский, Петр І, Наполеон, Сталин, Гитлер и др. Несмотря на относительную кратковременность существования, эти факторы, как правило, оказывают на международные отношения более сильное воздействие, чем постоянные или долговременные. Это объясняется тем, что в кратковременных факторах и через них проходит своеобразная кумуляция энергии взаимоотношений стран на мировой арене, обнажаются и обостряются непримиримые противоречия. В итоге мировое сообщество потрясают различные конфликты.
- 2. Политика как социальное явление.
- 3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
- 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве
- 5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).
- 6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
- 7. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
- 9. Субъекты и объекты политической власти, ее ресурсы.
- 10 Элиты и их роль в функционировании власти.
- 11. Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы.
- 12. Политическая система Беларуси.
- 13. Понятие политического режима, его содержание и критерии.
- 14 Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
- 15. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных политических режимов.
- 16. Либеральный политический режим, его характерные признаки.
- 17. Демократический политический режим, сущность и отличительные черты.
- 18. Политическое лидерство, его сущность и функции.
- 19. Типы политических лидеров и стили лидерства.
- 20. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
- 21 Государство как основной институт политической системы, его происхождение, структура и функции.
- 22. Формы правления и государственного устройства.
- 23. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
- 24. Правовое государство: понятие, сущность, принципы организации.
- 25. Парламент - высший представительный и законодательный орган власти: его структура и полномочия.
- 26. Правительство - высший исполнительный орган государства: его статус и полномочия.
- 27. Судебная власть как вид государственной власти, её основные функции, принципы построения.
- 28. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
- 29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
- 30. Политическая партия как политический институт, её сущность, происхождение, основные функции.
- 31. Типология политических партий и их характеристика.
- 32. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
- 33. Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.
- 34. Общественно-политические организации и движения, и их место в политической систем' Общественные организации и движения Беларуси.
- 35. Политические процессы, их сущность и структура.
- 36. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
- 37. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
- 38. Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их характеристика.
- 39. Политическая коммуникация: понятие, структура, функции и средства.
- 40. Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
- 41. Политический конфликт как социальное явление, его субъекты, основные стадии.
- 42. Основные типы политических конфликтов.
- 43. Политические кризисы и их сущность.
- 44. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
- 45. Политическая модернизация, ее сущность, критерии и типы.
- 46. Политическая культура общества: сущность, структура.
- 48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
- 49. Понятие и сущность политической идеологии, её функции.
- 50. История возникновения и основные ценности идеологии либерализма. Неолиберализм
- 51. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- 54. Государственная идеология Республики Беларусь.
- 55. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.
- 56. Основные теории демократии и их характеристика.
- 57. Прямая и представительная демократия, их преимущества и недостатки.
- 59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
- 60. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
- 61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
- 62. Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации.
- 64. Основные направления разрешения глобальных проблем современности.
- 65. Сущность, функции и теории геополитики.
- 66. Основные факторы геополитики Беларуси.
- 67. Понятие социологии, её предмет и объект, основные функции.
- 68. Основные этапы возникновения и развития социологии.
- 69. Социологические теории XIX века (о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс).
- 70. Формирование и развитие эмпирической социологии (ф.Тейлор, э.Мэйо и др.)
- 71. Понятие социальной структуры общества Социальные общности и социальные группы.
- 73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
- 79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
- 80. Классификация типов семьи, их характеристика.
- 81. Основные функции семьи. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья.
- 82. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.
- 83. Социальная демография. Понятие, основные тенденции развития демографических процессов.
- 84. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
- 85. Миграционные процессы и эмиграция в современном мире и рб: их причины и последствия.
- 86. Демографическая политика государства: цели, задачи, пути их решения.
- 87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
- 95. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
- 96. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, их виды.