61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
После распада СССР для Республики Беларусь, как суверенного государства, начался новый этап в международной жизни. С первых дней своей независимости она подтвердила с трибуны ООН (1991 г.) свое стремление, сформулированное в Декларации о суверенитете, стать безъядерной и нейтральной державой. Было заявлено, что основные принципы и приоритеты, отражающие жизненные интересы белорусского народа, это:
достижение реальной независимости, что означает формирование полноценных атрибутов суверенитета Республики Беларусь во внутренней и внешней политике;
мобилизация международной поддержки в преодолении
чернобыльской проблемы. Масштабы последствий этой глобальной катастрофы такие огромные и страшные, что без активной и многосторонней помощи международного сообщества Беларуси ее не разрешить. Белорусский народ не по своей вине оказался перед угрозой деградации и вымирания;
включение Беларуси в общеевропейский процесс развития цивилизации с гарантиями безопасности, незыблемости границ и сотрудничества. Это дает возможность использовать мировые знания, опыт, ресурсы и делиться своими;
создание условий для формирования рыночных отношений как фактора дальнейшего экономического развития республики;
обеспечение свободного взаимодействия культур на основе общечеловеческих ценностей, идеалов и традиций, на беспрепятственном передвижении людей с целью культурного обмена.
С самого начала своей деятельности Республика Беларусь, как суверенный субъект международных отношений, высказалась за безусловную верность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека. Она без колебаний присоединилась к факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах, которые предусмотрены для тех случаев, когда нарушаются права личности. В конечном итоге, официальными представителями белорусского государства были поставлены подписи под всеми международными демократическими документами. Все это создало необходимый авторитет нашему государству на международной арене. За короткий срок, до 1994 года, ее признали 123 государства, а 97 из них установили дипломатические отношения. Республика Беларусь стала полномочным членом 60 международных организаций, а за период 1991–1995 гг. было подписано более 600
двухсторонних межгосударственных договоров по вопросам
внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Среди
государств СНГ она первой подписала Парижскую хартию для новой Европы, вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития. В соответствии с принятыми обязательствами Беларусь стала избавляться от тактического и стратегического оружия массового уничтожения, превращая страну в безъядерную зону. В период 1992–1997 гг. было вывезено в Россию все это оружие вместе со средствами доставки — новейшими ракетами «СС-25» и стратегическими бомбардировщиками «Ту-22м». Таким образом, Республика Беларусь, будучи ядерной державой, первой, и добровольно, отказалась от самого грозного, устрашающего средства международной политики.
Одновременно с укреплением авторитета Беларуси в международных делах стали постоянно приобретать новый качественный характер экономические связи с зарубежными странами. Учитывая свой экономический потенциал и географическое положение, республика стала стремиться к постепенной интеграции в европейское и мировое хозяйство. Эта сфера международного экономического сотрудничества нашей страны была слабо освоена. Традиционным экономическим полем, сложившимся за много десятилетий в условиях сверхкооперированной советской экономики, были страны СНГ, а больше всего — Российская Федерация. Однако разорванные в результате распада СССР кооперативные связи, а также невостребованность продукции ВПК, составляющего более половины промышленной мощи Советского Союза, привели к глубокому комплексному кризису. Для Республики Беларусь, которая была вроде «сборочного цеха» в гигантской промышленности СССР, наступили очень тяжелые времена. Страны СНГ не имели средств для покупки готовой продукции у Беларуси, т. е. товара, представляющего собою конечный продукт всей кооперативной цепи всесоюзного производства. Они также не могли уже производить и поставлять нам для сборки необходимые комплектующие узлы и детали. В свою очередь, в Республике Беларусь быстро увеличивалось количество изношенных станков и оборудования, устаревали технологии производства. Это порождало низкокачественную, неконкурентоспособную продукцию.
Стала остро необходимой модернизация производственных мощностей и приспособление их к рыночным условиям. Для всего этого нужны большие деньги — капиталовложения в виде инвестиций, которые можно было получить только от развитых, передовых стран мира. Именно эти страны располагают новой, современной технологией и богатыми финансовыми возможностями.
Таким образом, необходимость интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество к середине 90-х годов ХХ века приобрела вполне конкретное содержание и четкие контуры. А реализация этой жизненно важной, объективной необходимости стала первостепенным делом внешней политики нашего государства. На 2003 год Республика Беларусь имела дипломатические отношения со 153 странами, в том числе в 45 из них работают Белорусские посольства и консульства.
Внешняя политика всегда зависит от политики внутренней и является ее отражением. Республика Беларусь в этом плане не исключение. Изменение политических приоритетов и ценностей, вследствие установления нового режима власти, после референдума 1996 года, не могло не отразиться на процессе интеграции нашей страны в мировое сообщество. Сосредоточение всей государственной власти в руках Президента, постоянное нарушение прав человека противоречит демократическим принципам, которые являются стержнем политической жизни и основой содружества стран Европы и Америки. Возникшие противоречия дошли до такой степени, что Беларусь фактически оказалась в политической изоляции. Согласно решению специального Совета Министров европейского содружества (ЕС) в сентябре 1997 года была приостановлена реализация программы технологического содействия Беларуси, т. е. инвестиций в экономику, за исключением гуманитарной помощи и средств, которые способствуют демократизации белорусского общества. Беларусь получила характеристику «аутсайдера европейской интеграции», «черной дыры Европы» и другие подобные унизительные определения.
Создавшееся негативное международное положение Республики Беларусь резко усилило восточную ориентацию ее руководства. Последовали визиты высокопоставленных лиц, в т. ч. и Президента республики, в Китай, Северную Корею, Турцию, Арабские Эмираты, Иран, Ирак и др. страны с целью расширения экономических и культурных связей, налаживания торговых отношений. Однако ожидаемого эффекта не получилось. Прежде всего, из-за огромного расстояния, когда согласно старинной пословице «за морем телушка — полушка, да рубль перевоз». Кроме этого, для технологического обновления белорусского производства эти страны не лучшие партнеры и источники инвестиций. Из-за упадка и застоя своих хозяйств страны СНГ также являются слабыми и ненадежными партнерами. Из этого ряда выделяется только Россия, имеющая богатые энергетические и сырьевые источники, способная инвестировать экономические программы. В определенной мере она заинтересована в белорусских промышленных товарах. К 2000 году торговый оборот с Российской Федерацией составил 64 % всей внешней торговли Беларуси.
Доминирование России в интеграционных приоритетах внешней политики Беларуси, негативное отношение белорусского руководства к политике западных стран, а также отражение ностальгической надежды части населения страны о воссоздании могучей державы типа Советского Союза породило идею создания единого Союзного государства. Такое соединение двух стран должно на практике продемонстрировать неоспоримые преимущества глубокой интеграции, стать примером и ядром для расширения этого государственного образования посредством добровольного вхождения в него других бывших республик СССР.
Благодаря энергии и целеустремленности Президента Беларуси А.Г. Лукашенко процесс создания единого Союзного государства получил определенное развитие. Обсуждено много вопросов по проблемам
объединения: 2 апреля 1997 года был принят документ о союзе двух стран, в декабре 1999 года был подписан президентами и ратифицирован договор о создании Союзного государства Беларуси и России, учрежден общий рабочий объединительный орган. Однако реализация разработанной программы объединения затормозилась. Главные причины появившихся трудностей были отмечены в итоговом документе 5-го заседания круглого стола белорусских и российских ученых на тему: «Российско-белорусские отношения: проблемы и перспективы».
1. Нет конкретной формы Союзного государства и непонятно, что будет в итоге: федерация или конфедерация.
2. Неготовность стран поступиться своими суверенными правами в пользу общего государства, в том числе по вопросу о единой денежной системе, по нормам представительства в общегосударственных институтах, их финансировании и др.
3. Много нерешенных проблем в создании единого экономического пространства, когда будут свободно конкурировать капитализированная экономика гигантской России и сохранившая социалистические черты экономика небольшой (6% от российской) Республики Беларусь.
Таким образом, «камень преткновения» на пути создания общего государства — проблема сохранения государственного суверенитета, что означает, прежде всего:
государственную независимость и его территориальную
целостность, способность защищать эти ценности;
способность и возможность обеспечить оптимальные условия развития национальной экономики и на этой основе всемерно содействовать динамичному росту социального обеспечения населения страны;
сохранение и развитие самобытности, национальной культуры и родного языка, а для Беларуси жизненно важно восстановление исторической памяти и формирование в обществе востребованности, духовной тяги к подлинно национальным культурным ценностям.
Подводя итог краткому анализу процесса интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество, можно сказать, что в настоящее время в этом деле страна переживает большие трудности, как в плане их преодоления, так и в том, что эти нерешенные проблемы очень отрицательно сказываются на ее экономическом и культурном развитии, а это, в свою очередь, ведет к консервации низкого уровня жизни населения.
- 2. Политика как социальное явление.
- 3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
- 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве
- 5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).
- 6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
- 7. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
- 9. Субъекты и объекты политической власти, ее ресурсы.
- 10 Элиты и их роль в функционировании власти.
- 11. Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы.
- 12. Политическая система Беларуси.
- 13. Понятие политического режима, его содержание и критерии.
- 14 Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
- 15. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных политических режимов.
- 16. Либеральный политический режим, его характерные признаки.
- 17. Демократический политический режим, сущность и отличительные черты.
- 18. Политическое лидерство, его сущность и функции.
- 19. Типы политических лидеров и стили лидерства.
- 20. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
- 21 Государство как основной институт политической системы, его происхождение, структура и функции.
- 22. Формы правления и государственного устройства.
- 23. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
- 24. Правовое государство: понятие, сущность, принципы организации.
- 25. Парламент - высший представительный и законодательный орган власти: его структура и полномочия.
- 26. Правительство - высший исполнительный орган государства: его статус и полномочия.
- 27. Судебная власть как вид государственной власти, её основные функции, принципы построения.
- 28. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
- 29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
- 30. Политическая партия как политический институт, её сущность, происхождение, основные функции.
- 31. Типология политических партий и их характеристика.
- 32. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
- 33. Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.
- 34. Общественно-политические организации и движения, и их место в политической систем' Общественные организации и движения Беларуси.
- 35. Политические процессы, их сущность и структура.
- 36. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
- 37. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
- 38. Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их характеристика.
- 39. Политическая коммуникация: понятие, структура, функции и средства.
- 40. Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
- 41. Политический конфликт как социальное явление, его субъекты, основные стадии.
- 42. Основные типы политических конфликтов.
- 43. Политические кризисы и их сущность.
- 44. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
- 45. Политическая модернизация, ее сущность, критерии и типы.
- 46. Политическая культура общества: сущность, структура.
- 48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
- 49. Понятие и сущность политической идеологии, её функции.
- 50. История возникновения и основные ценности идеологии либерализма. Неолиберализм
- 51. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- 54. Государственная идеология Республики Беларусь.
- 55. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.
- 56. Основные теории демократии и их характеристика.
- 57. Прямая и представительная демократия, их преимущества и недостатки.
- 59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
- 60. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
- 61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
- 62. Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации.
- 64. Основные направления разрешения глобальных проблем современности.
- 65. Сущность, функции и теории геополитики.
- 66. Основные факторы геополитики Беларуси.
- 67. Понятие социологии, её предмет и объект, основные функции.
- 68. Основные этапы возникновения и развития социологии.
- 69. Социологические теории XIX века (о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс).
- 70. Формирование и развитие эмпирической социологии (ф.Тейлор, э.Мэйо и др.)
- 71. Понятие социальной структуры общества Социальные общности и социальные группы.
- 73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
- 79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
- 80. Классификация типов семьи, их характеристика.
- 81. Основные функции семьи. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья.
- 82. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.
- 83. Социальная демография. Понятие, основные тенденции развития демографических процессов.
- 84. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
- 85. Миграционные процессы и эмиграция в современном мире и рб: их причины и последствия.
- 86. Демографическая политика государства: цели, задачи, пути их решения.
- 87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
- 95. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
- 96. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, их виды.