logo
Ответы на экзамен по политологии и социологии

7. Общественно-политическая мысль Беларуси.

В эпоху средневековья было принято рассматривать и строить все многообразие общественно-политической жизни по канонам христианской религии. Следовательно, общественная мысль Беларуси работала на укрепление христианской церкви, на пропаганду религиозных ценностей, развитие культуры и просвещение народа. Этим занимались выдающиеся предки белорусов: Ефросинья Полоцкая (1104–1167 гг.), Кирилла Туровский (1140–1182 гг.), Клим Смолятич и др.

Эпоха Возрождения существенно изменяет положение. Это — время оформления и централизации государственной власти в ВКЛ, начала и расширения книгопечатания, грамотности, культуры, появления законодательных актов и светской литературы. Они дали мощный толчок появлению неординарных мыслителей, высказавших интересные социально-политические идеи и взгляды.

Среди них — Франциск Скорина (1490–1541 гг.) — крупнейший гуманист Эпохи Возрождения и первопечатник на Беларуси. В 1517 году он поселился в Праге и начал активную книгоиздательскую деятельность. В своих предисловиях и комментариях, в переведенных на белорусский язык религиозных книгах (Библия, Апостол и др.) Скорина сформулировал свои гуманистические взгляды. Он доказывал, что человек — высшая ценность, и тем самым объявил право человека на земные радости, призывая его к совершенству, активной деятельности на пользу народа и государства. Закон, по его мнению, — основа общества. Он должен базироваться на морали, которая включает человеколюбие, справедливость, отрицание деспотизма.

Политические взгляда Скорины были направлены на утверждение в народе правового сознания, а в государстве — правосудия, справедливости. «Тое не рабі другім, чаго сам не жадаеш, каб рабілі табе», — писал он. В центре политических взглядов монархия во главе с просвещенным монархом.

Идеал — правитель, который поощряет науку, литературу, искусство. По мнению Скорины, правитель должен осуществлять власть в государстве в строгом соответствии с законами. Есть мнение, что Скорина участвовал в работе по составлению Статута ВКЛ 1529 г. Он одним из первых заговорил о патриотизме, как естественно необходимом качестве каждого гражданина.

Крупным мыслителем был Сымон Будный (1530–1590 гг.) — книгоиздатель, историк, философ, переводчик, крупнейший представитель философской и общественнополитической мысли Беларуси 2-й половины XVI века. Его идеи и взгляды были хорошо известны в Польше и странах Западной Европы. Будный издал «Катехизис», в котором считал, что все сословия общества должны быть равными перед законом, критиковал необразованность правителей. Выступал против аморализма, пьянства и казнокрадства, требовал принуждать к труду бездельников. Критиковал абсолютизм. Являлся сторонником ограниченной сословной монархии. Войны считал большим бедствием для людей. Он впервые в мировой политической мысли разделил войны на справедливые и несправедливые. Был против несправедливых войн и поддерживал войны справедливые, в оборону своего Отечества. Он являлся также одним из известных и активных деятелей Реформации на Беларуси, сторонником протестантизма.

Велика роль в становлении политической мысли Льва Сапеги (1557–1633 гг.). Он был канцлером ВКЛ, подготовил 3-й Статут ВКЛ 1588 года, фактически первую в Европе Конституцию. Статут ВКЛ действовал до 1840 года, т. е. свыше 250 лет. Лев Сапега добился узаконения: сословно-монархического режима власти в ВКЛ, ограниченного Соймом и Статутом, введения ряда новых демократических норм и правил. В частности, необходимости религиозной толерантности (веротерпимости) в обществе, закрепления как государственного — языка коренной нации, т. е. белорусского языка, запрещения смертной

казни без суда, узаконения семейных правил, новых норм и правил по охране природы. Но, главное — Сапега сформулировал и ввел в законодательство ВКЛ зачатки правового государства: разделение властей, систему сдержек и противовесов, презумпцию невиновности.

Особое место занимает Казимир Лыщинский (1634–1689 гг.) — ученый-атеист, брестский судья, один из борцов против засилия поляков и католической церкви на Беларуси. Его политический идеал — сильное государство во главе с просвещенным монархом. Просвещение в таком государстве должно помочь искоренить социальные беды. В своем трактате «О несуществовании Бога» белорусский мыслитель признавал единой реальностью природу и отрицал существование Бога. За свой еретизм и атеизм Лыщинский был обезглавлен и сожжен на костре в Варшаве.

Интересные мысли оставил Симеон Полоцкий (Петровский–Ситнианович) (16291680 гг.) — белорусско-российский общественный и церковный деятель, педагог, писатель и публицист — первый российский интеллигент. В 1664 г. переехал в Москву, воспитывал царских детей. Здесь организовал типографию, где напечатал несколько своих книг — «Букварь», «Часословец» и др. Собор 1690 г. осудил и запретил его сочинения как еретические, предал их огню.

И это не случайно. С. Полоцкий резко осуждал монархов-тиранов. По его мнению, во главе государства должен стоять «просвещенный монарх», который в своей деятельности руководствуется разумом и справедливостью. Как сторонник просвещения, он утверждал, что все зло в обществе от необразованности и невежества. Поэтому расширение просвещения спасет общество от всех бед и утвердит полную гармонию и мир. Полоцкий был инициатором создания в России первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии.

Яркой страницей в истории развития белорусской политической мысли Нового времени явились размышления, идеи и деятельность Кастуся Калиновского (Константин Викентий Семенович) (1838–1864 гг.) — белорусского революционера-демократа, мыслителя, руководителя восстания 1863–1864 г. в Беларуси и Литве. Характерная черта его мировоззрения — ненависть и осуждение самодержавно-крепостнического режима власти, борьбе с которым он посвятил всю свою жизнь. Резко критиковал реформу 1861 г. об отмене крепостного права как очередной обман со стороны самодержавия и помещиков. В Вильне издавал газету на белорусском языке «Мужыцкая праўда», где пропагандировал свои революционно-демократические идеи и взгляды, требовал предоставления реальной свободы, образования и народного самоуправления.

Но, главное — К. Калиновский выдвинул и пропагандировал идеи демократической республики, социальной и национальной свободы белорусского народа, его права на создание своей государственности и развитие национальной культуры. Этим он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие передовой общественнополитической мысли в Беларуси, национальной белорусской литературы.

Для реализации своих идей К. Калиновский создал в Гродно нелегальную революционно-демократическую организацию разночинной интеллигенции, а в 1862 г. возглавил комитет по подготовке восстания, созданный в Вильне, революционнодемократическое крыло. Революционные демократы во главе с Калиновским требовали ликвидации самодержавия, помещичьего землевладения, наделения крестьян землей, установления народно-демократического строя. Царизм жестоко подавил восстание.

Но мысли и борьба К. Калиновского не угасли. Они волновали белорусскую общественность весь ХІХ в. и были реализованы в ХХ веке, когда была провозглашена БНР, образована БССР, а затем и современная Республика Беларусь — реальное и суверенное государство белорусского народа.