logo
Ответы на экзамен по политологии и социологии

19. Типы политических лидеров и стили лидерства.

Одна из первых и наиболее влиятельных типологий политического лидерства, которая была предложена и получила всеобщее признание — типология немецкого социолога и экономиста Макса Вебера.

1. Традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций. Оно передается по наследству от отца к сыну, по праву святости традиций, освященных веками..

2. Бюрократическое лидерство (легитимное), основанное на вере в законность существующего порядка и его разумность. Лидер-чиновник (менеджер) выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы, ее управляемости. Бюрократическое

(легитимное) лидерство присуще современному «индустриальному» и

«постиндустриальному обществу» и преобладает уже в большинстве стран. Оно возникает тогда, когда лидером человек становится не в силу каких-то особых индивидуальных качеств личности, а с помощью законных бюрократических процедур (выборов, назначений на должность и др.). Лидерство в этом случае обезличено, имперсонально, легко смещаемо, заменяемо (президент, губернатор, мэр города, любой другой администратор, избранный на определенный срок).

3. Харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные (божественные) способности лидера, на культе его личности.

Широко известна в западной политологии типология политического лидерства, разработанная американским политологом бихевиористского направления Гарольдом Лассуэлом. он выделил три типа политиков: администратор, агитатор, теоретик. Такая типология правомерна, ибо она совпадает с реалиями политической действительности.

По содержанию деятельности политические лидеры объективно и необходимо делятся на:

— лидеров-вдохновителей, которые разрабатывают и предлагают общественности четкую программу деятельности и поведения на данном конкретном этапе развития страны;

— лидеров-исполнителей, призванных организовать выполнение уже заданной программы;

— лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторамиисполнителями.

По стилю руководства и управления, осуществлению власти различаются на:

— авторитарных лидеров, требующих единоличной и монопольной власти. Главное оружие таких лидеров — «железная требовательность к подчиненным», угроза наказания, «чувство страха», постоянное и жесткое командно-административное управление делами государства;

— демократических лидеров, которые в руководстве и управлении, осуществлении власти в государстве исходят из коллегиальности и сотрудничества, демократических прав и свобод человека, строго следуют конституционным и другим законодательным нормам и решениям;

— невмешивающихся лидеров, которые уходят от решения проблем, от ответственности;

По характеру деятельности политические лидеры обычно подразделяются:

— на универсальных, т. е. постоянно проявляющих качества лидера. Такие лидеры всегда на виду, активно участвуют в решении больших и малых государственных и общественных проблем;

— на ситуативных, проявляющих качества лидера лишь в определенной ситуации.

К рассмотренной выше типологии следует добавить еще один важный критерий: по целям деятельности. В соответствии с ним политических лидеров разделяют:

— на лидеров-революционеров, выступающих за коренное обновление общества; — лидеров-реформаторов, требующих проведения глубоких реформ в общественных структурах, реформирования экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения и т. д.;

— лидеров-консерваторов, выступающих за сохранение статус-кво общественной

жизни;

— на лидеров-реакционеров, требующих проведения в политике самых жестких и жестоких мер насилия, подавления всякого свободомыслия, консервацию всего отжившего, обветшавшего в обществе.

С типологией тесно связаны стили, основные задачи и функции политического лидерства, а также основные параметры портрета политических лидеров и их поведения.

основные функции и задачи политического лидерства, которые формулируются следующим образом:

– поддержка стабильности общества;

– нацеленность на нововведения и проведение реформ; – снижение уровня конфликтности в обществе, стране;

— интеграция отдельных политических сил (особенно оппозиционных) и достижение консенсуса;

– политическое планирование и прогнозирование.

Как видно, практическое решение этих сложных задач предъявляет к лидеру, его личности высокие требования. Прежде всего, он должен иметь собственную политическую программу действий и пути ее реализации. Он должен быть достаточно популярен. Политический лидер призван постоянно, всей своей практической деятельностью доказывать свое право на лидерство.

В свою очередь, это тесно связано с портретом политического лидера, основными параметрами которого обычно выступают:

– основные этапы биографии лидера;

– способ выдвижения на руководящий пост; – основные политические взгляды лидера;

– характеристика группы сторонников и отношение к ним лидера; – отношение к оппозиции;

– стиль лидерства;

– способ принятия решений;

– индивидуальные психологические качества лидера;

— контексты лидерства (т. е. совокупность социальных условий, в которых оно осуществляется).

Все это формирует необходимый имидж политического лидера, его социальный статус как руководителя страны, партии, организации, способного решать крупные политические проблемы.

В заключение отметим, что наилучший «политический климат» для появления и функционирования политических лидеров в стране создает демократический режим власти и управления. Именно он обеспечивает свободу действий, свободу выбора и здорового легитимного соперничества лидеров в борьбе за власть, а также общественный контроль за их деятельностью.