87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
В настоящее время демографическая ситуация в РБ приобретает катастрофический: снижается рождаемость, увеличивается общая смертность, естественный прирост прекратился с 1993 года, смертность превысила рождаемость.
На снижение рождаемости повлияли:
а) ухудшение социально-экономического положения страны с начала 90-ых б) снижение жизненного уровня населения
в) неуверенность в завтрашнем дне, особенно у молодых семей.
Все чаще семья ограничивается одним ребенком или не заводит его вообще. На 1999 г. естественный прирост составил –4,9 промилле, рождаемость 9,3 промилле, общая смертность 14,2 промилле. Младенческая смертность несколько уменьшилась по сравнению с предыдущими годами.
Имеет место процесс «старения» белорусской нации. Население страны считается старым, если доля проживающих в ней людей в возрасте свыше 65 лет превысит 7%. В РБ этот показатель на начало 2000 г. 13,3%, каждый четвертый житель – пенсионного возраста. С настоящими показателями за 50 следующих лет население сократится вдвое вымирающая нация.
Сегодня особенно важно проведение активных мер демографической политики. Необходимо признать существование демографической проблемы и ее сложности и найти материально-финансовые средства для ее решения.
Основные направления демографической политики в РБ должны быть:
1. Полное финансирование социально-демографических программ или отдельных соответствующих мероприятий на всех административно-территориальных уровнях.
2. Экономическая мотивация молодежи на создание семьи с официально зарегистрированным браком.
3. Создание благоприятных условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния молодых семей.
4. Возмещение государством затрат семьи, связанных с рождением и воспитанием детей.
5. Обеспечение необходимыми материально-финансовыми ресурсами организаций и учреждений системы здравоохранения.
6. Разработка и реализация механизма мотивации повышения уровня самосохранительного поведения, в первую очередь, мужчин трудоспособного возраста.
7. Совершенствование полового воспитания подростков и молодежи.
8. Государственное содействие постепенному и необходимому повышению духовнонравственного уровня общества.
88. Медико-социальные аспекты демографических процессов в современном мире.
89. Молодежь - специфическая социальнодемографическая группа.
90. Социальная адаптация молодежи в условиях трансформирующегося общества.
91. Социология молодежи, ее отдых и досуг.
92. Здоровье как предмет социологического исследования.
93. Социологические исследования биологических и социальных факторов здоровья.
94. Структура программы социологического исследования.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.
Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:
1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);
2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных).
3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).
Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование).
Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки.
Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка.
В программе должно быть четко указано:
1) Каков объект эмпирического исследования.
2) Является исследование сплошным или выборочным.
3) Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.
4) Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени
5) Что является основой выборки (список, картотека, карта)
6) Какова единица наблюдения на последней ступени выборки
- 2. Политика как социальное явление.
- 3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
- 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве
- 5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).
- 6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
- 7. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
- 9. Субъекты и объекты политической власти, ее ресурсы.
- 10 Элиты и их роль в функционировании власти.
- 11. Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы.
- 12. Политическая система Беларуси.
- 13. Понятие политического режима, его содержание и критерии.
- 14 Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
- 15. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных политических режимов.
- 16. Либеральный политический режим, его характерные признаки.
- 17. Демократический политический режим, сущность и отличительные черты.
- 18. Политическое лидерство, его сущность и функции.
- 19. Типы политических лидеров и стили лидерства.
- 20. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
- 21 Государство как основной институт политической системы, его происхождение, структура и функции.
- 22. Формы правления и государственного устройства.
- 23. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
- 24. Правовое государство: понятие, сущность, принципы организации.
- 25. Парламент - высший представительный и законодательный орган власти: его структура и полномочия.
- 26. Правительство - высший исполнительный орган государства: его статус и полномочия.
- 27. Судебная власть как вид государственной власти, её основные функции, принципы построения.
- 28. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
- 29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
- 30. Политическая партия как политический институт, её сущность, происхождение, основные функции.
- 31. Типология политических партий и их характеристика.
- 32. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
- 33. Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.
- 34. Общественно-политические организации и движения, и их место в политической систем' Общественные организации и движения Беларуси.
- 35. Политические процессы, их сущность и структура.
- 36. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
- 37. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
- 38. Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их характеристика.
- 39. Политическая коммуникация: понятие, структура, функции и средства.
- 40. Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
- 41. Политический конфликт как социальное явление, его субъекты, основные стадии.
- 42. Основные типы политических конфликтов.
- 43. Политические кризисы и их сущность.
- 44. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
- 45. Политическая модернизация, ее сущность, критерии и типы.
- 46. Политическая культура общества: сущность, структура.
- 48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
- 49. Понятие и сущность политической идеологии, её функции.
- 50. История возникновения и основные ценности идеологии либерализма. Неолиберализм
- 51. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- 54. Государственная идеология Республики Беларусь.
- 55. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.
- 56. Основные теории демократии и их характеристика.
- 57. Прямая и представительная демократия, их преимущества и недостатки.
- 59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
- 60. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
- 61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
- 62. Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации.
- 64. Основные направления разрешения глобальных проблем современности.
- 65. Сущность, функции и теории геополитики.
- 66. Основные факторы геополитики Беларуси.
- 67. Понятие социологии, её предмет и объект, основные функции.
- 68. Основные этапы возникновения и развития социологии.
- 69. Социологические теории XIX века (о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс).
- 70. Формирование и развитие эмпирической социологии (ф.Тейлор, э.Мэйо и др.)
- 71. Понятие социальной структуры общества Социальные общности и социальные группы.
- 73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
- 79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
- 80. Классификация типов семьи, их характеристика.
- 81. Основные функции семьи. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья.
- 82. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.
- 83. Социальная демография. Понятие, основные тенденции развития демографических процессов.
- 84. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
- 85. Миграционные процессы и эмиграция в современном мире и рб: их причины и последствия.
- 86. Демографическая политика государства: цели, задачи, пути их решения.
- 87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
- 95. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
- 96. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, их виды.