10 Элиты и их роль в функционировании власти.
Элиты имеются во всех сферах деятельности человека, где существует постоянная необходимость во властных отношениях, и эти отношения имеют массовый характер. В общественном виде их называют «правящей» или «властвующей» элитой. Входящие в нее граждане способны и имеют возможность принимать важные решения, которые непосредственно или опосредованно влияют на властные процессы в обществе. Главные виды правящей элиты:
а) экономическая элита — это социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников, управляющих крупными монополиями;
б) культурная элита включает наиболее влиятельных в культурной среде деятелей искусства, творческой интеллигенции, просвещения и литературы. Сюда относится фактически основная часть наиболее одаренных интеллектуалов;
в) медицинская элита. Она представлена наиболее влиятельными в системе медицинской науки учеными, главными врачами, известными специалистами в той или иной области здравоохранения;
г) военная элита. Это не только генералитет и высшая часть офицеров, но и верхи военно-промышленного комплекса (ВПК). Степень влияния военной элиты на общество определяется уровнем милитаризации страны и характером политического режима;
д) политическая элита. Это ведущая, основная часть правящей (властвующей) элиты, так как она, в основном, концентрирует в своих руках государственную власть или имеет реальные шансы приобрести ее в разгар политической борьбы за обладание инструментами власти. В современных государствах эта элита представлена президентами, монархами, премьер-министрами, канцлерами, министрами, спикерами, членами верховного суда, прокурорами, депутатами, губернаторами и др. Политическую элиту различают по уровню и степени ее влиянию на общество. Сюда входит государственная и партийная элита, общенациональная и региональная, местная, корпоративная и др. Все они в определенной мере являются субъектами власти, которые выполняют свои функции. Наиболее существенные функции политической элиты:
стратегическая функция, означает, что ее содержание заключается в выработке главной программы развития общества, в создании концепции назревших реформ. Стратегическая функция разрабатывается на высшем уровне политического Олимпа, своего рода «мозговым штабом» первичного субъекта власти: парламентариями, министрами, экспертами, советниками и помощниками президента;
коммуникативная функция, предусматривает изучение, сбор и отражение в политическом курсе интересов и потребностей различных социальных слоев и групп.
организаторская функция сводится к тому, чтобы обеспечить поддержку объектами власти, т. е. массами народа, программы стратегического курса развития общества. Эта функция преобладает в деятельности политической элиты, находящейся, в основном, во вторичных субъектах власти, т. е. в посреднических и непосреднических ее звеньях.
Для общества чрезвычайно важное значение имеют взаимоотношения между политической элитой и бюрократией. Между ними не всегда существует нормальное функциональное положение. Бюрократия может саботировать реализацию в жизнь любого плана политической элиты. В то же время, хорошо организованная, могущественная бюрократия может сама навязывать обществу и свою волю, превращаясь тем самым в политическую элиту или сращиваясь с ней в единую элитную верхушку общества. Именно таким образом и возникла в СССР при Сталине в 20-х годах верхушка советской элиты, создавшая командно-административную систему власти.
Для общества очень большое значение имеет также способ формирования высшей политической элиты, которая в связи с этим бывает «открытой» и «закрытой».
Открытые элиты допускают в свои ряды представителей из разных социальных слоев. Этот процесс идет спонтанно, «самодеятельным» путем. Саморегуляция осуществляется посредством изгнания (остракизма) из своих рядов скомпрометировавших себя членов элиты
Закрытые элиты свойственны недемократическим режимам. Они формируются из ограниченного, замкнутого круга лиц общества: родовой аристократии, из приближенных или известных своей преданностью диктатору людей. Здесь кандидатов в элиту на первое место ставят не личные качества и достижения, а особо ценится абсолютная и беспрекословная исполнительность, даже угодливость. В противоположность «открытой», «закрытая» элита безразлична к общественному мнению, потому что от общества она практически мало зависима. Она недоступна для научного изучения и свободных журналистских репортажей. Для нее характерен консерватизм, косность, застылость форм и методов работы. По этой причине она демонстрирует устойчивую приверженность к глобальной секретности.
Типичной формой «закрытой» элиты в Советском Союзе была «номенклатура». Она сложилась в СССР в 20-е годы ХХ столетия, как перечень руководящих должностей «перспективных кандидатов с определенными идеологическими заслугами и качествами». Сюда входили партийные и административные аппаратчики, руководство армии, милиции, госбезопасности, науки и культуры, хозяйственники высшего ранга. Работника или руководителя, который не справился на своем ответственном посту, если и не продвигали вверх по карьерной лестнице, то, как правило, не исключали из номенклатуры, а продвигали по «горизонтали», т. е. на другую подобную должность. Изгоняли из этого «руководящего сословия» только по политическим, идеологическим мотивам или за совершение уголовного преступления.
Официальная пропаганда Советского Союза категорически отрицала наличие элиты в советском обществе. О номенклатурных работниках говорилось как о «слугах народа», которые являются лучшими представителями рабочих и крестьян, ибо тщательно отобраны они для деятельности на благо трудящихся. Стать членом правящей элиты, т. е. быть в кадрах номенклатуры, а на сленге того времени означало «попасть в обойму», было верхом желаний всякого чиновника. Быть в номенклатуре, значит обладать большими привилегиями, которые включали спецпайки, спецлечение, спецобслуживание, спецдачи. Им в первую очередь предоставлялись отличные квартиры, автомашины, бесплатное обслуживание и лучшие южные санатории. Во времена Сталина И.В. государственной и партийной элите ежемесячно, кроме высокой зарплаты, выдавались так называемые «конверты», в которых, согласно иерархическому ранжиру, находились соответствующие суммы денег, не облагаемые никакими налогами. Хрущев Н.С. отменил эту льготу с «конвертами», чем вызвал к себе лютую ненависть у высшей элиты, и впоследствии она с ним расправилась. Особенно мощным средством сплочения советской элиты было так называемое «телефонное право». Телефонный звонок обходил любые законы и был всевластен в продвижении по службе, в судебном процессе, при поступлении в ВУЗ, в получении льгот, квартиры и т. д. Приказ или пожелание, сделанное по телефону, в то время невозможно было сохранить как документ, а невыполнение его грозило серьезными последствиями.
Важно отметить, что элиты в Беларуси пока не достаточно сформированы как влиятельные политические силы. Этот процесс продолжается.
Таким образом, краткий анализ назначения и роли элит свидетельствует, что ее роль во властных отношениях в обществе незаменима, что характер и качество ее функционирования зависит от степени демократичности, или недемократичности общественного устройства.
- 2. Политика как социальное явление.
- 3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
- 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве
- 5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).
- 6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
- 7. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
- 9. Субъекты и объекты политической власти, ее ресурсы.
- 10 Элиты и их роль в функционировании власти.
- 11. Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы.
- 12. Политическая система Беларуси.
- 13. Понятие политического режима, его содержание и критерии.
- 14 Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
- 15. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных политических режимов.
- 16. Либеральный политический режим, его характерные признаки.
- 17. Демократический политический режим, сущность и отличительные черты.
- 18. Политическое лидерство, его сущность и функции.
- 19. Типы политических лидеров и стили лидерства.
- 20. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
- 21 Государство как основной институт политической системы, его происхождение, структура и функции.
- 22. Формы правления и государственного устройства.
- 23. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
- 24. Правовое государство: понятие, сущность, принципы организации.
- 25. Парламент - высший представительный и законодательный орган власти: его структура и полномочия.
- 26. Правительство - высший исполнительный орган государства: его статус и полномочия.
- 27. Судебная власть как вид государственной власти, её основные функции, принципы построения.
- 28. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
- 29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
- 30. Политическая партия как политический институт, её сущность, происхождение, основные функции.
- 31. Типология политических партий и их характеристика.
- 32. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
- 33. Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.
- 34. Общественно-политические организации и движения, и их место в политической систем' Общественные организации и движения Беларуси.
- 35. Политические процессы, их сущность и структура.
- 36. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
- 37. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
- 38. Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их характеристика.
- 39. Политическая коммуникация: понятие, структура, функции и средства.
- 40. Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
- 41. Политический конфликт как социальное явление, его субъекты, основные стадии.
- 42. Основные типы политических конфликтов.
- 43. Политические кризисы и их сущность.
- 44. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
- 45. Политическая модернизация, ее сущность, критерии и типы.
- 46. Политическая культура общества: сущность, структура.
- 48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
- 49. Понятие и сущность политической идеологии, её функции.
- 50. История возникновения и основные ценности идеологии либерализма. Неолиберализм
- 51. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- 54. Государственная идеология Республики Беларусь.
- 55. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.
- 56. Основные теории демократии и их характеристика.
- 57. Прямая и представительная демократия, их преимущества и недостатки.
- 59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
- 60. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
- 61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
- 62. Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации.
- 64. Основные направления разрешения глобальных проблем современности.
- 65. Сущность, функции и теории геополитики.
- 66. Основные факторы геополитики Беларуси.
- 67. Понятие социологии, её предмет и объект, основные функции.
- 68. Основные этапы возникновения и развития социологии.
- 69. Социологические теории XIX века (о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс).
- 70. Формирование и развитие эмпирической социологии (ф.Тейлор, э.Мэйо и др.)
- 71. Понятие социальной структуры общества Социальные общности и социальные группы.
- 73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
- 79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
- 80. Классификация типов семьи, их характеристика.
- 81. Основные функции семьи. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья.
- 82. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.
- 83. Социальная демография. Понятие, основные тенденции развития демографических процессов.
- 84. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
- 85. Миграционные процессы и эмиграция в современном мире и рб: их причины и последствия.
- 86. Демографическая политика государства: цели, задачи, пути их решения.
- 87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
- 95. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
- 96. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, их виды.