6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
Т. Гоббс – главное произведение «Левиафан». Сравнивал государство с этим чудовищем:
1) теория «естественных прав» - все люди от природы равны, каждый из них имеет одинаковое право на все. В душе каждого – стремление к наживе, соперничеству, славе, т.е. человек – эгоист и честолюбец, поэтому в обществе царит война всех против всех. Чтобы избавиться от этого – теория общественного договора (для избавления от войн, противостояний люди общества отказываются от своих прав и передают их по договору определенному лицу или группе лиц, т.е. государству).
2) определил функции государства:
а) главная функция – хорошо, достойно управлять на благо народа, поощрять ремесла, всякие промыслы, земледелие, защищать частную собственность
б) должно заниматься воспитанием, просветительской деятельностью, выполнять полицейско-охранные функции, силой принуждать здоровых людей к труду
в) государство гарантирует подданным делать все то, что не запрещено законом.
3) являлся сторонником абсолютной монархии.
Дж. Локк – идеологический оппонент Т. Гоббса. Сторонник конституционной монархии:
1) разработал теорию парламентской (конституционной) монархии
2) учение о разделении власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную, федеральную. Федеральная власть – власть, занимающаяся международными отношениями. Цель – исключить тиранию.
3) обосновал теорию естественных прав человека – триада Локка – а) право на жизнь и здоровье б) право на собственность в) право на свободу.
Эпоха Просвещения и буржуазных революций (XVIII в.). Только через просвещение народа можно придти к лучшему будущему и к лучшему государственному устройству. Три основных направления:
а) правое умеренное – интересы крупной французской буржуазии, склонны к соглашательству с феодалами и их идеологией (Монтескье, Вольтер, Дидро и др.) Монтескье:
1) три формы правления: деспотия (относился отрицательно), монархия и республика
2) политическая свобода, либерализм, демократия, инакомыслие. Свобода придет, когда каждый гражданин будет уверен в своей безопасности.
3) строгое соблюдение законов может быть гарантировано разделением власти на 3 ветви – законодательную, исполнительную, судебную.
Франсуа Мари Арэ (Вольтер) – подготовил французский народ к свободе:
1) беспощадно критиковал феодальный строй. деспотизм, этико-сословные привилегии, судебный произвол
2) идеал государства – просвещенная монархия, просвещенный монарх должен гарантировать всем равенство и свободу.
3) равенство всех перед законом.
За вольнодумство был заключен в Бастилию, после долго находился за границей, занимался исследованием истории России.
б) революционно-демократическое (центристское)
Жан Жак Руссо – выражал интересы мелкой буржуазии (фермеры, крестьяне).
1) исследовал проблемы неравенства, частной собственности, возникновения государства.
2) выступал за ликвидацию крупной собственности, но в пользу сохранения мелкой, основанной на индивидуальном труде. Ни один гражданин не может быть настолько богатым, чтобы купить другого.
3) сторонник прямой демократии (человек напрямую решает государственные дела, например, на референдуме, непрямая – народ выбирает парламент, представителей народа, которые решают государственные дела).
4) избранные народом исполнители должны следить за выполнением законов.
5) равенство всех перед законом.
6) каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает.
в) социалисты – утописты (Жан Мелье, Морелли, Бабеф, Джеральд Уинстенли). За уничтожение частной собственности и установление социального равенства и справедливости. Последователи утопистов в XVIII-XIX вв. – Фурье, Сен-Симон, Оуэн. Иммануил Кант: идея правового государства, идея гражданского общества как оппонента государства. Права и свободы личности защищаются в гражданском обществе. Будущее общество – федерация равноправных государств республиканского типа. Для прочного мира необходимо экономическое сотрудничество всех наций и благоразумие всех правителей.
В. Гегель: учение о диалектике, впоследствии использованное Марксом и Энгельсом. Сторонник конституционной монархии, считал ее наилучшей формой государственного устройства. Отрицал теорию естественного права в вопросе происхождения государства. В XIX-XX вв. возникла марксистско-ленинская идеология. Основоположники – Маркс и Энгельс, развивал Ленин. Источник марксизма – утопический социализм, поставленный на научную основу:
1) учение о классовой борьбе, на Западе Маркса считают основоположником политических конфликтов (пролетариев с буржуазией и т.д.)
2) диктатура пролетариата, установленная в результате социалистической революции
3) ликвидация частной и установление общенародной собственности. Впервые идеология была осуществлена в Советском Союзе.
Исключительно популярной была и остается теория элиты. Впервые эту теорию разработал итальянский юрист Гаэтано Моска (1854–1941 гг.) в своем труде «Элементы политической науки» (1896 г.). Он был переведен на английский язык и опубликован в 1939 г. под названием «Господствующий класс». Автор утверждал, что власть в обществе всегда находилась и должна находиться в руках небольшой группы, т. е. меньшинства. Правящее меньшинство он называет господствующим классом или элитой (лат. «лучшее, отборное»). Свое правление элита осуществляет путем распространения в обществе той идеологии, которая способствует утверждению власти и является основой политического согласия в обществе.
Моска считал, что нормальное функционирование демократии требует наличия хорошо организованного руководящего слоя, демократической элиты, которая является открытой группой политиков (в отличие от закрытой элиты аристократов) и формируется путем проведения выборов из широких масс за счет лучших представителей народа. Выборы, по его мнению, — это путь к обновлению элиты в условиях демократии.
Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923 гг.), который выдвинул и обосновал концепцию «циркуляции (смены) элит». Свои взгляды он изложил в четырехтомном труде «Трактат по общей социологии», опубликованном в 1915–1919 годах. Теория элит у него связана с концепцией национальной деятельности, из которой следует, что принадлежность к элите зависит, в первую очередь, от врожденных психологических черт. Но поскольку социальные условия разные и не позволяют всем элитарным личностям добиться руководящего положения, то те, кто не вошел в руководящую элиту, составляют контрэлиту. Социальное равновесие требует кооптации в руководящую элиту личностей с элитарными качествами неэлитарного происхождения и устранение из нее личностей неэлитарных. Но это тормозит правящая элита. Тогда приходит в действие контрэлита, которая, опираясь на народ, свергает власть прежней правящей элиты и устанавливает свою власть.
Теория элит послужила основой для анализа действий руководящих групп в различных политических системах и государствах, оценки их руководителей, политических лидеров.
- 2. Политика как социальное явление.
- 3. Предмет, методы и функции политологии. Необходимость её изучения в вуЗе.
- 4. Политическая мысль античности. Платон, Аристотель о власти, политике, государственном устройстве
- 5. Политические идеи в эпоху Средневековья. (Авг. Блаженный, ф. Аквинский и др.). Политические идеи в эпоху Возрождения (н.Макиавелли и др.).
- 6. Мыслители нового и новейшего времени о сущности государства, политики и права.
- 7. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 8. Политическая власть: её сущность, функции, классификация.
- 9. Субъекты и объекты политической власти, ее ресурсы.
- 10 Элиты и их роль в функционировании власти.
- 11. Понятие структура и типы политической системы. Функции политической системы.
- 12. Политическая система Беларуси.
- 13. Понятие политического режима, его содержание и критерии.
- 14 Тоталитарный режим, его понятие, характерные черты.
- 15. Авторитарный режим, его признаки. Сущность и отличия тоталитарных и авторитарных политических режимов.
- 16. Либеральный политический режим, его характерные признаки.
- 17. Демократический политический режим, сущность и отличительные черты.
- 18. Политическое лидерство, его сущность и функции.
- 19. Типы политических лидеров и стили лидерства.
- 20. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.
- 21 Государство как основной институт политической системы, его происхождение, структура и функции.
- 22. Формы правления и государственного устройства.
- 23. Гражданское общество: его черты, основы, ценности.
- 24. Правовое государство: понятие, сущность, принципы организации.
- 25. Парламент - высший представительный и законодательный орган власти: его структура и полномочия.
- 26. Правительство - высший исполнительный орган государства: его статус и полномочия.
- 27. Судебная власть как вид государственной власти, её основные функции, принципы построения.
- 28. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
- 29. Местная власть в системе институтов государственной власти.
- 30. Политическая партия как политический институт, её сущность, происхождение, основные функции.
- 31. Типология политических партий и их характеристика.
- 32. Партийные системы, их основные типы и характеристика.
- 33. Проблемы становления многопартийности в Республике Беларусь.
- 34. Общественно-политические организации и движения, и их место в политической систем' Общественные организации и движения Беларуси.
- 35. Политические процессы, их сущность и структура.
- 36. Выборы и избирательное право, его основные принципы. Функции выборов.
- 37. Избирательные системы и их типы. Мажоритарная избирательная система.
- 38. Пропорциональная и смешанная избирательные системы, их характеристика.
- 39. Политическая коммуникация: понятие, структура, функции и средства.
- 40. Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
- 41. Политический конфликт как социальное явление, его субъекты, основные стадии.
- 42. Основные типы политических конфликтов.
- 43. Политические кризисы и их сущность.
- 44. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
- 45. Политическая модернизация, ее сущность, критерии и типы.
- 46. Политическая культура общества: сущность, структура.
- 48. Политическая социализация личности: задачи и этапы формирования.
- 49. Понятие и сущность политической идеологии, её функции.
- 50. История возникновения и основные ценности идеологии либерализма. Неолиберализм
- 51. Идеология и политика консерватизма. Особенности неоконсерватизма.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- 54. Государственная идеология Республики Беларусь.
- 55. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая. Принципы организации эмпирической демократии.
- 56. Основные теории демократии и их характеристика.
- 57. Прямая и представительная демократия, их преимущества и недостатки.
- 59. Понятие «международные отношения», их субъекты, виды и типы.
- 60. Институализация международных отношений и основные тенденции их развития.
- 61. Республика Беларусь в системе международных отношений.
- 62. Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации.
- 64. Основные направления разрешения глобальных проблем современности.
- 65. Сущность, функции и теории геополитики.
- 66. Основные факторы геополитики Беларуси.
- 67. Понятие социологии, её предмет и объект, основные функции.
- 68. Основные этапы возникновения и развития социологии.
- 69. Социологические теории XIX века (о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс).
- 70. Формирование и развитие эмпирической социологии (ф.Тейлор, э.Мэйо и др.)
- 71. Понятие социальной структуры общества Социальные общности и социальные группы.
- 73. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.
- 79. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.
- 80. Классификация типов семьи, их характеристика.
- 81. Основные функции семьи. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья.
- 82. Проблемы современной семьи. Перспективы развития семейно-брачных отношений в рб.
- 83. Социальная демография. Понятие, основные тенденции развития демографических процессов.
- 84. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
- 85. Миграционные процессы и эмиграция в современном мире и рб: их причины и последствия.
- 86. Демографическая политика государства: цели, задачи, пути их решения.
- 87. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.
- 95. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки.
- 96. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, их виды.