logo
ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ_СБОРНИК_2

Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества

Содержание:

1. Причины возникновения «института лоббизма»

2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы

3. Властные структуры и направления лоббирования

4. Основные этапы процесса лоббирования

5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России

Лобби («лоббизм») (от англ. lobby) означает кулу­ары. Это система целенаправленного воздействия опре­деленных социальных сил на властные структуры — законода­тельные, исполнительные, судебные — в целях удовлетворения своих интересов. В наши дни лоббирование стало неотъемлемой составной частью политической жизни практически во всех стра­нах с развитой рыночной экономикой, демократическим поли­тическим режимом.

В системе лоббизма тесным образом переплетаются самые разнообразные интересы: политические, экономические, пра­вовые, социальные и многие другие. Однако при всем многооб­разии сталкивающихся здесь целей преобладают, бесспорно, экономические. Структуры политической власти чаще всего лоб­бируются по поводу экономических интересов. Поэтому изуче­ние «института лоббирования» весьма важно для понимания проблемы взаимодействия экономики и политики. В данной гла­ве рассмотрены вопросы, раскрывающие содержание указанно­го понятия, причины его возникновения, формы и условия ста­новления цивилизованного лоббирования, механизм, а также задачи становления системы цивилизованного лоббизма в Рос­сии.