5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
Нами уже названы факторы, вследствие которых «институт лоббизма» встраивается в политическую жизнь общества. В современном российском обществе вопрос о том, будет или не будет «лоббизм» в России, не стоит. «Лоббизм» уже есть и станет развиваться дальше. Задача заключается в том, чтобы как можно скорее и действеннее придать ему цивилизованные формы. Эта задача особенно актуальна в связи с тем, что для нецивилизованного лоббизма в нашей стране есть определенная база. Причин такого положения много. Речь идет прежде всего о переходном состоянии экономики, когда в короткие сроки решаются задачи, переводящие ее в новый социально-политический режим: массовая приватизация, многоукладная экономика, становление успешно работающих в зарубежных странах и новых для России форм (коммерческие банки, биржи, финансово-промышленные группы и т.д.), реформирование налоговой системы, проблемы в денежно-кредитной системе, внешний долг. В условиях переходной экономики резко возрастает потребность представителей различных форм хозяйственной деятельности в отстаивании своих интересов во властных структурах. Соответственно расширяется и система лоббирования.
В переходный период политическая система, так же как и экономическая, находится в реформируемом состоянии (многопартийность, становление системы разделения властей, появление новых политических органов, перераспределение полномочий между центром и регионами и др.). Это рождает высокую потребность целенаправленного воздействия на политическую власть в целях удовлетворения многочисленных интересов. В такой ситуации придание лоббизму цивилизованной формы становится задачей, значение которой трудно переоценить. Не случайно этот вопрос был специально поставлен в 1994 г. в Государственной Думе. Для обсуждения предложен проект Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах государственной власти». Проект содержит положения, касающиеся регистрации лоббистских организаций, необходимости лицензирования их деятельности, представления ими отчетности. Разумеется, это важный шаг. Однако, чтобы преодолеть уже отработанные механизмы «дикого» лоббирования, надо реализовать в стране целый комплекс условий становления системы цивилизованного лоббирования (условия подробно рассмотрены нами во втором параграфе данной главы).
В заключение выделим основные достоинства цивилизованного лоббирования.
1. Цивилизованное лоббирование является средством, позволяющим совершенствовать отношения общества и властных структур.
2. Профессиональный цивилизованный лоббизм дает возможность более полно использовать знания и опыт специалистов многих отраслей — экономистов, политологов, психологов, юристов и т.д. Это несомненно повышает качественный уровень решений, принимаемых во властных структурах.
3. Система цивилизованного лоббирования позволяет представлять в государственных органах жизненно важные интересы гражданского общества.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам