2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
Слово «лобби» вошло в обиход давно, более трех столетий назад. Долгое время оно употреблялось для обозначения помещения для отдыха и неформального общения в английской палате общин, в кулуарах. Свой политических смысл обрело в 70-х годах прошлого столетия в США, когда лоббирование стало означать покупку голосов депутатов за деньги. Вся дальнейшая история лоббизма не только сохранила этот негативный смысл, но и придала ему еще больший размах, вызвала новые формы. Во многих государствах в процессе лоббирования используются прямое давление на представителей властных структур, угрозы, подкуп, шантаж. Мировая печать приводит многочисленные факты коррупции на всех уровнях государственной власти. Представители политической власти открыто признают широкое распространение коррупции и пытаются вести с ней борьбу, но это далеко не всегда дает положительные результаты.
Вместе с тем известно, что в разных странах степень коррумпированности властных структур и уровень нецивилизованного лоббирования различны. Это зависит от многих причин, в частности, от:
• уровня развития общества в целом и состояния его экономической сферы;
• формы правления и политического режима;
• уровня политической культуры;
• отношения государства к данному процессу;
• состояния законодательства в целом и той его части, которая касается лоббизма;
• эффективности и результативности работы правоохранительных органов.
Если законодательство не может обеспечить защиту интересов граждан и они вынуждены делать это сами, то создаются условия для возникновения самой уродливой из всех нецивилизованных форм лоббирования — криминальной. Такая ситуация нередко возникает в переходные к новой социально-политической форме общественного устройства и в кризисные периоды. В этих условиях, располагая огромными финансовыми возможностями, мафия активно лоббирует свои интересы на различных уровнях политической власти. Более того, принимая участие в избирательных кампаниях, она внедряет угодных ей людей в структуру органов государственной власти. Криминальное лобби способно оказывать воздействие на внутреннюю и внешнеэкономическую политику страны. Криминальное лоббирование таит в себе многочисленные опасности.
На понятиях «лобби», «лоббизм» налет негативности столь велик, что современная мировая практика старается обходить их (по возможности исключать из обихода), заменять понятиями «группы интересов», «группы давления». Эта замена часто используется, когда хотят подчеркнуть, что речь идет о цивилизованных формах лоббизма.
Как уже отмечалось, лоббизм — объективно необходимое явление политической жизни общества. Но адекватным демократическому обществу является цивилизованный лоббизм. Только в такой форме он имеет право на существование.
Формирование и функционирование цивилизованного лоббизма предполагает реализацию нескольких важных условий.
1. Легализация лоббистской деятельности. Речь идет о системе правового обеспечения лоббистской деятельности. Такое законодательство существует в ряде демократических государств. Специальные законы о лобби приняты в США. В Германии хотя и нет единого федерального закона о лобби, но действует система правовых актов. Некоторые из них входят составной частью в законодательные документы более широкого характера. Например, вопрос о лоббировании отражен в действующем в стране «Едином положении о федеральных ведомствах».
2. Важным условием для обретения лобби цивилизованной формы являются контроль за организацией и регулирование его функционирования. В ряде стран лоббистская деятельность прямо регулируется законодательными актами по борьбе с коррупцией в государственных органах. При этом действует развернутая система контроля за деятельностью лоббистских групп и организаций, включающая их регистрацию, лицензирование, налоговый контроль, систему санкций за нарушение правовых норм и др.
3. Цивилизованный лоббизм может сформироваться лишь в случае признания властью и обществом двух обстоятельств:
а) «институт лоббизма» может эффективно работать во благо общества; б) лоббизм в тех или иных формах уже встроился в политическую систему страны, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы придать ему цивилизованную форму.
4. Условием формирования и функционирования цивилизованного лоббизма является высокий профессионализм тех, кто этой деятельностью занимается. Это очень сложный вид деятельности. Ведь легальное, цивилизованное лоббирование требует больших профессиональных знаний, например экономических, и специальных качеств: умения убеждать, доказать свою правоту, умения находить нужную систему аргументов и т.д. Все говорит о том, что нужно немалое время для становления лобби-профессионала. Именно такие специалисты способны обеспечить цивилизованное лоббирование.
5. Важным условием формирования и функционирования цивилизованного лоббирования является разрешение заниматься данным видом деятельности только официально зарегистрированным в установленном порядке лоббистским организациям. Другими словами, обязательна регистрация таких организаций и широкое информирование о их деятельности. Это позволяет совершенствовать работу всего института лоббизма уже тем, что останавливает практику «дикого лоббизма», строящего свою активность на основе запрещенных законодательством форм и приемов лоббирования.
6. Условием цивилизованного лоббирования выступает широкая гласность, которая имеет двухуровневый характер. Во-первых, должна представляться широкая информация о деятельности лоббистских организаций, вплоть до сведений об их общем финансовом положении и суммах, расходуемых на реализацию отдельных проектов; во-вторых, информация о деятельности органов власти, использующих услуги лоббистских организаций, в частности информация о том, какие решения и с участием каких лобби были приняты.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам