logo
ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ_СБОРНИК_2

1. Причины возникновения «института лоббизма»

Мировой опыт показывает, что «институт лоббизма» сложился практически во всех государствах. Разумеется, масштабы и фор­мы лоббистской деятельности в разных странах неодинаковы. «Институт лоббизма» образовался в известной степени стихий­но, и все попытки государств искоренить его оказываются без­успешными. Это объясняется тем, что существует ряд общих причин, питающих процесс создания и развития лоббизма. На­зовем основные из них.

1. В условиях демократии сформировавшееся автономно от го­сударства гражданское общество не может не взаимодействовать с государством. Центральный канал такого взаимодействия — лоббирование в государственных структурах многообразных ин­тересов организаций гражданского общества. Налаженная и четко регламентированная система лоббирования дает возможность представлять в государственных органах важнейшие интересы объединений, составляющих гражданское общество, способство­вать совершенствованию отношений между государством и граж­данским обществом.

2. В странах с федеративным устройством (особенно если пол­номочия центра и регионов окончательно не определены) воз­никает необходимость в лоббировании региональных интересов. Чего добиваются регионы, например, в современной России? Это:

• приоритетного финансирования;

• льгот в налогообложении;

• внесения изменений в федеральное законодательство с целью добиться больших полномочий для регионов и т.д.

3. В условиях многопартийности и борьбы за политическую власть оппозиционные партии лоббируют в структурах власти принятие выдвигаемых ими проектов экономических и полити­ческих преобразований в стране. Например, в России ряд поли­тических сил выступает со своими проектами экономических реформ.

4. В многонациональных государствах объектом лоббирования во властных структурах являются разного рода национальные интересы.

5. Многочисленные в условиях демократии общественные орга­низации и движения: профсоюзы, антивоенные движения, жен­ские, молодежные организации и т.д. — лоббируют свои инте­ресы в органах политической власти.

6. Составляющие хозяйственный комплекс отрасли экономи­ки имеют разнообразные интересы и проблемы, решение кото­рых требует целенаправленного воздействия на государственные структуры.

Перечень причин столь широкого разрастания института лоббирования можно продолжить, обозначив нуждающиеся в лоббировании интересы таких групп, как представители бизне­са (крупного, среднего и мелкого), работники бюджетной сфе­ры и т.п.

Таким образом, есть основание говорить, что возникновение и функционирование «института лоббизма» имеет объективную основу. Стремление удовлетворить жизненно важные интересы посредством целенаправленного воздействия на структуры по­литической власти вполне оправданно. Проблематичность и сложность ситуации заключены в другом, а именно в том, что, как свидетельствует мировой опыт, средства лоббирования очень разные — от цивилизованных до криминальных. Общество же может признать и легализировать «институт лоббирования» только в его цивилизованной форме, всеми средствами пресекая и от­вергая негативные (тем более криминальные) формы. Остано­вимся на данном вопросе более подробно.