1. Причины возникновения «института лоббизма»
Мировой опыт показывает, что «институт лоббизма» сложился практически во всех государствах. Разумеется, масштабы и формы лоббистской деятельности в разных странах неодинаковы. «Институт лоббизма» образовался в известной степени стихийно, и все попытки государств искоренить его оказываются безуспешными. Это объясняется тем, что существует ряд общих причин, питающих процесс создания и развития лоббизма. Назовем основные из них.
1. В условиях демократии сформировавшееся автономно от государства гражданское общество не может не взаимодействовать с государством. Центральный канал такого взаимодействия — лоббирование в государственных структурах многообразных интересов организаций гражданского общества. Налаженная и четко регламентированная система лоббирования дает возможность представлять в государственных органах важнейшие интересы объединений, составляющих гражданское общество, способствовать совершенствованию отношений между государством и гражданским обществом.
2. В странах с федеративным устройством (особенно если полномочия центра и регионов окончательно не определены) возникает необходимость в лоббировании региональных интересов. Чего добиваются регионы, например, в современной России? Это:
• приоритетного финансирования;
• льгот в налогообложении;
• внесения изменений в федеральное законодательство с целью добиться больших полномочий для регионов и т.д.
3. В условиях многопартийности и борьбы за политическую власть оппозиционные партии лоббируют в структурах власти принятие выдвигаемых ими проектов экономических и политических преобразований в стране. Например, в России ряд политических сил выступает со своими проектами экономических реформ.
4. В многонациональных государствах объектом лоббирования во властных структурах являются разного рода национальные интересы.
5. Многочисленные в условиях демократии общественные организации и движения: профсоюзы, антивоенные движения, женские, молодежные организации и т.д. — лоббируют свои интересы в органах политической власти.
6. Составляющие хозяйственный комплекс отрасли экономики имеют разнообразные интересы и проблемы, решение которых требует целенаправленного воздействия на государственные структуры.
Перечень причин столь широкого разрастания института лоббирования можно продолжить, обозначив нуждающиеся в лоббировании интересы таких групп, как представители бизнеса (крупного, среднего и мелкого), работники бюджетной сферы и т.п.
Таким образом, есть основание говорить, что возникновение и функционирование «института лоббизма» имеет объективную основу. Стремление удовлетворить жизненно важные интересы посредством целенаправленного воздействия на структуры политической власти вполне оправданно. Проблематичность и сложность ситуации заключены в другом, а именно в том, что, как свидетельствует мировой опыт, средства лоббирования очень разные — от цивилизованных до криминальных. Общество же может признать и легализировать «институт лоббирования» только в его цивилизованной форме, всеми средствами пресекая и отвергая негативные (тем более криминальные) формы. Остановимся на данном вопросе более подробно.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам