7. Политическая система общества и политика
Изложение в данной главе практически всех аспектов содержания и функционирования политической системы общества дает основание для рассмотрения в первом подходе одного из наиболеё сложных феноменов общественной жизни — ПОЛИТИКИ: её содержания, предназначения, соотношения данного понятия с понятием политической системы общества.
Понятие «политика», вне сомнения, самая сложная категория политологии. Основная трудность проистекает из безграничности её содержания. В данный термин вкладывают многочисленные понятия. Например, внешняя политика, политика Р. Рейгана, экономическая политика, финансовая политика, бюджетная политика, политика в области свекловодства или виноделия, политика низких процентных ставок, антиалкогольная политика и др. Такого рода примеры можно долго перечислять. Политика пронизывает всю жизнь общества. Её вездесущность сравнима с неимоверной энергией главного героя бессмертной комедии П. Бомарше: она и здесь и там.
Первые попытки дать определение политики относятся к очень далеким временам: труды о политике Платона и Аристотеля появились около двух с половиной тысячелетий назад. С тех пор исследователи создали тысячи работ о политике. Однако мы имеём дело с нечастым случаем, когда результат далеко не прямо пропорционален затраченному времени. Современный читатель может найти десятки различных определений политики, нередко противоречивых. Отметим сразу, что в учебнике рассматривается политика в тех формах, в которых она представлена в политической сфере общества. В этой связи одно из наиболеё удачных определений политики дано в «Политологическом словаре». Политика характеризуется как «социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти» (М.: Луч, 1994. Т. 1. С. 168). Здесь подчеркнуты две важные характеристики данного понятия: первая — что это деятельность, вторая — что её корни находятся в политической системе общества. Данное определение политики необходимо дополнить еще двумя характеристиками. Во-первых, политика как деятельность имеёт мощную опору на политическую власть (со всеми вытекающими возможностями); во-вторых, зарождаясь в политической сфере общества, политика охватывает всю общественную жизнь, все её сферы.
Такое понимание политики лежит в основе решения задачи, поставленной в начале параграфа, — о соотношении понятий «политика» и «политическая система общества».
Политическая система общества, рассмотренная в её статическом состоянии, представляется простой и ясной. Многочисленные трудности и сложности обнаруживаются, когда она анализируется в динамике. Функция управления и руководства обществом многократно усложняется, наталкиваясь на многочисленные непредсказуемые ситуации. Реализацию этой функции дестабилизируют межнациональные конфликты, стихийные бедствия, разного рода антиправительственные выступления политической оппозиции. Поэтому управление обществом — это не просто целенаправленная деятельность. Правильная постановка политической цели — это лишь часть задачи. Важно найти условия её выполнения, увидеть общественные силы, которые будут в активе выполнения поставленной цели. Важно переориентировать или нейтрализовать те силы, которые могут различными средствами воспрепятствовать проводимому политическому курсу. Вместе взятые, перечисленные средства являются малой долей той деятельности, которая обозначается понятием «политика». Таким образом, политика — это те конкретные формы, в которых реализуется политическая власть.
Итак, каково же соотношение между понятиями «политическая система общества» и «политика»? Политическая система общества — это одна из крупнейших сфер жизни общества. Политика же — это деятельность, важная, необходимая, сложнейшая. Её невозможно понять и осмыслить вне политической системы общества. В определенном смысле политика есть средство и механизм функционирования политической системы. Политическая деятельность инициируется по существу всеми подсистемами политической сферы общества. Разумеётся, наиболеё активна её институциональная часть. Поле этой деятельности далеко выходит за рамки собственно политической системы. Политическому воздействию подвержены экономическая, социальная, духовная и все другие сферы общественной жизни.
Главная цель политики заключается в том, чтобы в рамках тех или иных управляемых объектов (международная арена в целом, регион, отдельная страна, входящие в неё административные единицы и т.д.) обеспечить реализацию их интересов.
Некоторые специалисты говорят, что политика — это наука, другие утверждают, что это искусство. Правы те и другие.
Политика как наука. Данная характеристика особенно наглядно проявляется в достижении крупных целей и в реализации крупных политических акций. Например, при выработке политического курса страны на тот или иной период требуется разработка научного обоснования, включающего достаточность материального обеспечения намечаемых экономических программ, учет степени готовности населения страны поддержать данный курс, учет отношения правительств ведущих стран мира к предполагаемому проведению нового политического курса. Кроме того, необходимо учитывать известные закономерности развития самой политической системы, её взаимосвязи и взаимообусловленности с другими сферами общественной жизни. Важно соотнести политический курс с уровнем экономического развития страны и с утвердившимся в ней политическим режимом. Иллюстраций в подтверждение того, что политика — это наука, можно привести много. В частности, политика реформ в современной России. Успехи (они несомненно есть) и недостатки, ошибки (они также налицо) в существенной степени обусловлены уровнем научного обеспечения проводимого политического курса.
В современных развитых демократических странах граждане имеют возможность убедиться в степени научной обоснованности предлагаемой им политики. Кандидаты в президенты США, или в губернаторы штата, или, наконец, в мэры того или иного города в своих предвыборных программах непременно доказывают выполнимость тех обещаний, в частности политических, которые содержатся в их программах.
Но политика — это не только наука. Вероятностный характер политических процессов, возможность появления непредвиденных обстоятельств, неполнота информации, неопределенность конечных результатов, невозможность проконтролировать ряд слагаемых политических процессов — все это характеристики, с которыми связана политика как вид деятельности.
И именно они делают научное обоснование политики недостаточным для обеспечения высокой эффективности её реализации. Компенсацией того, что не в силах сделать наука в политике, является искусство.
Политика как искусство. Политика как деятельность необыкновенно сложная требует от тех, кто её проводит, тонкого маневрирования, психологического расчета в конкретных политических решениях. Политика как искусство проявляется в деятельности, связанной с интуицией, позволяющей политику находить в сложных ситуациях политические компромиссы или принимать неожиданные (но единственно правильные) решения, буквально спасающие нации.
Таким образом, искусство в политике включает интеллектуальные, рациональные и интуитивные начала, совокупность которых позволяет политику увлекать людей, внушать доверие.
В сочетании с понятием «политика» используются самые разнородные, далеко не выстраивающиеся в одну линию характеристики — от «высокая политика» до «политика — грязное дело».
Несомненно, преобладает высокая политика, то есть политическая деятельность, направленная на благо общества, на развитие демократии, на прогресс во всех областях общественной жизни, достигаемые мудростью политиков, их способностью идти на компромиссы, их самоотверженным служением обществу. В другом случае человеческая цивилизация просто не выжила бы.
К сожалению, как показывает функционирование политических систем общества, корни, из которых вырастают негативные процессы в политике, есть. Это связано прежде всего с практически постоянным феноменом в жизни политической системы — борьбой за политическую власть, за высшие государственные посты, в ходе которой нередки факты выхода за границы и рамки морали, нравственности, этики, долга, ответственности за свои дела.
Болеё того, история знает случаи крупномасштабной антинародной политики: фашистская диктатура в Германии и Италии, тоталитарный политический режим в бывшем СССР. Но та же история отпускает политике, если она становится грязным делом, небольшое (с исторических позиций) время. Фашистский рейх вознамеривался жить тысячу лет. Коммунисты не видели временного конца коммунистического общества. Но история вернула народы на цивилизованный путь через исторически короткие сроки.
О политике говорят, что она безбрежна. Это правильно. Такие характеристики, как разнородность, разнокачественность, разноуровневость, разноцелевая направленность и т.п., справедливы в анализе данного вида деятельности.
С одной стороны, политика несет в жизнь порядок и справедливость, способствует тому, что политическая власть обеспечивает благо для всего народа, ограждая его от негативного воздействия частных интересов отдельных групп. Однако, с другой стороны, политика нередко ведет к тому, что те, кто владеёт властью, реализуют свои личные интересы в ущерб общественным. Именно вследствие данных характеристик политики выдающийся французский политолог Морис Дюверже назвал её «двуликим Янусом» (в работе 1966 г. «Идеи политики. Применение власти в обществе»). А наш соотечественник А.А. Мурадян вынес эту мысль в название своей книги. (Мурадян А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994).
Каким бы сложным и противоречивым не было данное понятие для целей изучения курса политологии, важно усвоить, что политика — это деятельность, корни которой лежат в политической системе общества, и что связана она с борьбой за власть, с организацией и управлением всей жизнью общества.
В заключение параграфа и данной главы в целом необходимо отметить, что в определении предмета политологии нет единства. В качестве такового в западной и отечественной литературе рассматриваются политическая система общества, политика, мир политического, политическая власть. Этот перечень можно продолжить. Возможно, каждая из данных позиций имеёт право на существование. Во всяком случае, известная доля истины есть в каждом из перечисленных подходов.
Россия будем исходить из понимания политической системы общества как предмета политологии, и в данной главе дано довольно обстоятельное обоснование такого подхода. Как его преимущество перед другими подходами подчеркнем еще то, что рассмотрение политической системы общества в качестве предмета политологии позволяет:
- анализировать политическую жизнь с системных позиций и, следовательно, видеть главное, системообразующее отношение и связанные с ним элементы системы;
- сравнивать различные типы политических систем, что дает возможность изучать особенности их развития в разных странах, определять причины социальных кризисов и политических конфликтов, изучать опыт их урегулирования;
- изучать различия между политической и неполитическими сферами жизни общества, а также формы их взаимодействия;
- болеё отчетливо понимать соотношение используемых в политологии понятий.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам