3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая их часть приходится на экономическую, социально-политическую и духовную сферы.
В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и др.).
Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
общественно-политические организации и движения;
различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки);
органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах;
негосударственные средства массовой информации.
Включает ли данная сфера политические партии? Однозначного ответа нет. Дело в том, что если какая-либо политическая партия является правящей и, следовательно, вливается в государственную структуру, во властные органы государства, она, разумеется, не есть субъект гражданского общества. В то же время в условиях многопартийности те политические партии (иногда их десятки), которые не находятся у власти, вполне отвечают критериям субъектов гражданского общества. Они являются негосударственными объединениями (организациями), существуют независимо от государства и стремятся к реализации своих интересов. Более того, некоторые политологи полагают, что политические партии есть внешняя форма гражданского общества.
Организации и объединения социально-политической сферы гражданского общества создаются и действуют, как и все субъекты гражданского общества, на основе общественной инициативы. Свои социальные интересы стремятся реализовать через данные организации и предприниматели, и наемные рабочие. Союзы предпринимателей отражают главным образом коллективные интересы собственников, связанные с использованием наемного труда. Эти интересы касаются стремления к мирному урегулированию трудовых конфликтов, предотвращения забастовок, убеждения (и стимулирования) рабочих не вступать в профсоюзы. Предпринимательские союзы стремятся к проведению единой политики в отношении уровня заработной платы, продолжительности рабочей недели и в отношении многого другого.
Социальные интересы трудящихся тесно связаны с экономическими. Нередко социальные формы являются средством достижения экономических интересов. Одной из таких форм, созданных на основе общественной инициативы, является широко развитое во всех демократических странах рабочее представительство на предприятиях, то есть организации и объединения рабочих в целях реализации разного рода их интересов. Оно во всех демократических странах признано законным, функционирует легально, его члены защищены юридически от преследований и увольнений.
Каковы права и функции, выполняемые организациями лиц наемного труда на предприятиях?
Во-первых, такие представительства имеют право изучать и обобщать требования рабочих, касающиеся уровня заработной платы, охраны труда, трудовых отношений, распорядка работы, продолжительности рабочей недели, профессиональных заболеваний, продолжительности оплачиваемых отпусков, социального страхования и пенсионного обеспечения.
Во-вторых, в функции этих организаций входит участие в управлении различными социальными учреждениями, предназначенными для коллектива предприятия. Это — жилой фонд, дома отдыха, столовые, библиотеки, спортивные и культурные комплексы.
В разных странах права и функции рабочего представительства в части управления указанными социальными учреждениями различны. Они определяются соответствующим законодательством в каждой стране. Наиболее разработано и проверено многолетней практикой это законодательство во Франции. Поэтому целесообразно рассмотреть основные ею положения, отражающие возможности организации гражданского общества в социальной сфере, в частности возможности заводских комитетов страны.
Во Франции заводские комитеты имеют право:
• предварительной консультации. Это означает, что ни один предприниматель не имеет права осуществить какие либо производственные шаги, не уведомив об этом предварительно заводской коллектив. Это касается управления производством, изменений численности и структуры штатов, продолжительности рабочей недели, мероприятии по внедрению новой технологии, изменении, связанных с организации предприятия — юридической и экономической,
• получения документации, содержащей сведения о предприятии. Предприниматель обязан предоставить каждому члену заводского комитета материалы, отражающие юридическую форму предприятия, распределение капитала между акционерами, положение предприятия в отрасли,
• получения информации о своем предприятии, находящейся в различных государственных учреждениях и ведомствах Члены заводских комитетов имеют право знакомиться с теми же документами, которые предоставляются работникам министерства финансов и налогового управления. Это право очень важное, поскольку члены заводских комитетов таким образом имеют возможность проверить информацию, данную предпринимателем. Но что является еще более важным, так это укрепление независимости, позволяющей более плодотворно проводить защиту социальных интересов работников.
Заводские комитеты возникают не только в частных, но и на государственных предприятиях. Это тот случаи, когда гражданское общество «вклинивается» в государственный сектор.
Организации гражданского общества в социальной сфере далеко не ограничены теми, о которых шла речь. В ряде демократических государств многие из них возникали уже в начале нашего столетия и имели большое национальное значение. Например, в 1906 г. Американская национальная ассоциация с помощью так называемой социальной рекламы призвала население своей страны предотвратить пагубные последствия деятельности энергетических компании для Ниагарского водопада.
В США многие годы действовал Комитет по общественной информации. В задачу этой негосударственной организации входило обеспечение широкой и объективной информации о событиях в стране и за ее пределами. В годы второй мировой воины Комитет был преобразован в Рекламный совет главная задача которого — мобилизовать нацию, чтобы одержать победу над фашистской Германией. В современных условиях данный Совет средствами рекламы организует реализацию многочисленных социальных программ. Одной из широких программ такого рода была кампания борьбы со СПИДом. Её рекламное обеспечение провел Рекламный совет. Он первый вынес на обсуждение американцами проблемы неграмотности населения и насилия над детьми. Совет создал образ водителя, не допускающего управления автомобилем в нетрезвом состоянии, провел кампанию по борьбе с курением, подготовил для телевидения материал о вреде наркотиков. Деятельность Рекламного совета в США — яркий пример большой роли организации гражданского общества в создании новых социальных ценностей, в совершенствовании образа жизни, в профилактике социальных бед, лечение которых требовало бы от общества огромных расходов, во много раз превышающих затраты на их профилактику. Финансируют работу Рекламного совета американские деловые круги. Ежегодные расходы его превышают 800 млн. дол.
Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединении Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием. Можно привести многочисленные примеры организации гражданского общества, среди которых объединения актеров, научных работников, литераторов. В России в последние годы также возникли организации гражданского общества в духовной сфере. Назовем некоторые из них.
Союз научных и инженерных обществ России. Его цель — всемерная активизация научных, инженерно-технических работников и специалистов, новаторов.
Вольное экономическое общество России. Создано в 1992 г. Его цель — использование творческого потенциала ученых в развитии российской экономики и повышении экономической грамотности населения Печатные органы — «Экономическое обозрение», «Менеджмент».
Гражданское общество в духовной сфере включает также многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. В нашей стране такой организацией является недавно созданный Народный союз по охране памяти о погибших защитниках Отечества. Союз проводит огромную работу по восстановлению имен солдат и офицеров, отдавших свои жизни за свободу нашей Родины и до сих пор числящихся в списках без вести пропавших. Входящие в Союз группы «Поиск» и «Искатели» выполняют великую миссию поиска и захоронения останков воинов, погибших в Великой Отечественной войне.
Итак, мы увидели структуру гражданского общества в соответствии с общественными сферами, в которых образуются и функционируют организации гражданского общества Направления их деятельности, основные цели и задачи были рассмотрены на примере трех важнейших общественных сфер — экономической, социальной, политической, духовной. Остается добавить, что структура гражданского общества носит в основном горизонтальный характер все организации гражданского общества относятся к числу добровольных, самоорганизующихся и самоуправляющихся (разумеется, в рамках действующих в стране законов). Однако в гражданском обществе не исключены и вертикальные связи, возникающие тогда, когда ряд однотипных объединений организует местный орган, членами которого они становятся. Такие органы возникли и в России, например Союз научных и инженерных обществ.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам