logo
ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ_СБОРНИК_2

3. Структура гражданского общества и основные направления его активности

Гражданское общество структурно представлено своими орга­низациями и объединениями во всех общественных сферах. Наи­большая их часть приходится на экономическую, социально-политическую и духовную сферы.

В экономической сфере функционирует широкая сеть орга­низаций гражданского общества, образованных предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и др.).

Социально-политическая сфера гражданского общества вклю­чает:

общественно-политические организации и движения;

различ­ные формы общественной активности граждан (митинги, собра­ния, демонстрации, забастовки);

органы общественного самоуправ­ления по месту жительства или в трудовых коллективах;

негосу­дарственные средства массовой информации.

Включает ли данная сфера политические партии? Однознач­ного ответа нет. Дело в том, что если какая-либо политическая партия является правящей и, следовательно, вливается в государ­ственную структуру, во властные органы государства, она, разу­меется, не есть субъект гражданского общества. В то же время в условиях многопартийности те политические партии (иногда их десятки), которые не находятся у власти, вполне отвечают кри­териям субъектов гражданского общества. Они являются не­государственными объединениями (организациями), существуют независимо от государства и стремятся к реализации своих ин­тересов. Более того, некоторые политологи полагают, что политические партии есть внешняя форма гражданского обще­ства.

Организации и объединения социально-политической сфе­ры гражданского общества создаются и действуют, как и все субъекты гражданского общества, на основе общественной ини­циативы. Свои социальные интересы стремятся реализовать через данные организации и предприниматели, и наемные рабо­чие. Союзы предпринимателей отражают главным образом кол­лективные интересы собственников, связанные с использова­нием наемного труда. Эти интересы касаются стремления к мир­ному урегулированию трудовых конфликтов, предотвращения забастовок, убеждения (и стимулирования) рабочих не всту­пать в профсоюзы. Предпринимательские союзы стремятся к проведению единой политики в отношении уровня заработной платы, продолжительности рабочей недели и в отношении многого другого.

Социальные интересы трудящихся тесно связаны с экономи­ческими. Нередко социальные формы являются средством до­стижения экономических интересов. Одной из таких форм, созданных на основе общественной инициативы, является ши­роко развитое во всех демократических странах рабочее пред­ставительство на предприятиях, то есть организации и объеди­нения рабочих в целях реализации разного рода их интересов. Оно во всех демократических странах признано законным, фун­кционирует легально, его члены защищены юридически от пре­следований и увольнений.

Каковы права и функции, выполняемые организациями лиц наемного труда на предприятиях?

Во-первых, такие представи­тельства имеют право изучать и обобщать требования рабочих, касающиеся уровня заработной платы, охраны труда, трудовых отношений, распорядка работы, продолжительности рабочей недели, профессиональных заболеваний, продолжительности оплачиваемых отпусков, социального страхования и пенсионного обеспечения.

Во-вторых, в функции этих организаций входит участие в управлении различными социальными учреждениями, предназначенными для коллектива предприятия. Это — жилой фонд, дома отдыха, столовые, библиотеки, спортивные и куль­турные комплексы.

В разных странах права и функции рабочего представитель­ства в части управления указанными социальными учреждени­ями различны. Они определяются соответствующим законода­тельством в каждой стране. Наиболее разработано и проверено многолетней практикой это законодательство во Франции. По­этому целесообразно рассмотреть основные ею положения, от­ражающие возможности организации гражданского общества в социальной сфере, в частности возможности заводских комите­тов страны.

Во Франции заводские комитеты имеют право:

предварительной консультации. Это означает, что ни один предприниматель не имеет права осуществить какие либо производственные шаги, не уведомив об этом предвари­тельно заводской коллектив. Это касается управления произ­водством, изменений численности и структуры штатов, про­должительности рабочей недели, мероприятии по внедре­нию новой технологии, изменении, связанных с организации предприятия — юридической и экономической,

получения документации, содержащей сведения о предприя­тии. Предприниматель обязан предоставить каждому чле­ну заводского комитета материалы, отражающие юриди­ческую форму предприятия, распределение капитала между акционерами, положение предприятия в отрасли,

получения информации о своем предприятии, находящейся в различных государственных учреждениях и ведомствах Чле­ны заводских комитетов имеют право знакомиться с теми же документами, которые предоставляются работникам министерства финансов и налогового управления. Это право очень важное, поскольку члены заводских комитетов та­ким образом имеют возможность проверить информацию, данную предпринимателем. Но что является еще более важ­ным, так это укрепление независимости, позволяющей более плодотворно проводить защиту социальных интере­сов работников.

Заводские комитеты возникают не только в частных, но и на государственных предприятиях. Это тот случаи, когда гражданское общество «вклинивается» в государственный сектор.

Организации гражданского общества в социальной сфере да­леко не ограничены теми, о которых шла речь. В ряде демо­кратических государств многие из них возникали уже в начале нашего столетия и имели большое национальное значение. На­пример, в 1906 г. Американская национальная ассоциация с помощью так называемой социальной рекламы призвала населе­ние своей страны предотвратить пагубные последствия деятельности энергетических компании для Ниагарского водопада.

В США многие годы действовал Комитет по общественной ин­формации. В задачу этой негосударственной организации входило обеспечение широкой и объективной информации о событиях в стране и за ее пределами. В годы второй мировой воины Комитет был преобразован в Рекламный совет главная задача которого — мобилизовать нацию, чтобы одержать победу над фашистской Гер­манией. В современных условиях данный Совет средствами рекла­мы организует реализацию многочисленных социальных программ. Одной из широких программ такого рода была кампания борьбы со СПИДом. Её рекламное обеспечение провел Рекламный совет. Он первый вынес на обсуждение американцами проблемы негра­мотности населения и насилия над детьми. Совет создал образ во­дителя, не допускающего управления автомобилем в нетрезвом состоянии, провел кампанию по борьбе с курением, подготовил для телевидения материал о вреде наркотиков. Деятельность Рек­ламного совета в США — яркий пример большой роли организа­ции гражданского общества в создании новых социальных ценно­стей, в совершенствовании образа жизни, в профилактике соци­альных бед, лечение которых требовало бы от общества огромных расходов, во много раз превышающих затраты на их профилакти­ку. Финансируют работу Рекламного совета американские деловые круги. Ежегодные расходы его превышают 800 млн. дол.

Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично выска­зать свое мнение, самостоятельность и независимость творчес­ких объединении Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием. Можно привести многочисленные примеры организации гражданского общества, среди которых объединения актеров, научных работников, литераторов. В России в последние годы также возникли организации гражданско­го общества в духовной сфере. Назовем некоторые из них.

Союз научных и инженерных обществ России. Его цель — все­мерная активизация научных, инженерно-технических работ­ников и специалистов, новаторов.

Вольное экономическое общество России. Создано в 1992 г. Его цель — использование творческого потенциала ученых в разви­тии российской экономики и повышении экономической гра­мотности населения Печатные органы — «Экономическое обо­зрение», «Менеджмент».

Гражданское общество в духовной сфере включает также многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. В нашей стране такой организацией является недавно созданный Народный союз по охране памяти о погибших защитниках Отечества. Союз проводит огромную работу по вос­становлению имен солдат и офицеров, отдавших свои жизни за свободу нашей Родины и до сих пор числящихся в списках без вести пропавших. Входящие в Союз группы «Поиск» и «Искате­ли» выполняют великую миссию поиска и захоронения остан­ков воинов, погибших в Великой Отечественной войне.

Итак, мы увидели структуру гражданского общества в соот­ветствии с общественными сферами, в которых образуются и функционируют организации гражданского общества Направле­ния их деятельности, основные цели и задачи были рассмотре­ны на примере трех важнейших общественных сфер — экономи­ческой, социальной, политической, духовной. Остается добавить, что структура гражданского общества носит в основном горизон­тальный характер все организации гражданского общества отно­сятся к числу добровольных, самоорганизующихся и самоуправ­ляющихся (разумеется, в рамках действующих в стране законов). Однако в гражданском обществе не исключены и вертикальные связи, возникающие тогда, когда ряд однотипных объединений организует местный орган, членами которого они становятся. Такие органы возникли и в России, например Союз научных и инженерных обществ.