3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
Политическое лидерство — понятие многомерное. Однако три аспекта являются определяющими. Это:
• личностные черты лидеров;
• инструменты осуществления ими власти;
• ситуация, с которой сталкивается лидер. Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление политического лидера, эффективность и результативность его деятельности. Остановимся на указанных аспектах подробнее.
Благодаря каким качествам и чертам характера политические лидеры завоевывают доверие, приобретают признание и получают поддержку со стороны людей? Какие характерные черты и свойства личности необходимы лидеру, чтобы вести массы за собой?
Сразу отметим, что не стоит пытаться найти некий набор конкретных личностных качеств, которыми обладали бы все выдающиеся политические лидеры. В подтверждение этой мысли приведем три примера политических лидеров, оставивших очень заметный след в истории и в то же время так не похожих друг на друга по своим личностным качествам.
Рональд Рейган. Будучи президентом, работал не более трех-четырех часов в сутки. Суеверен, увлекался астрологией. Не обладал аналитическим складом ума. Не был хорошо информирован и не стремился вникать в детали. Истины, которые он проникновенно изрекал, были просты и общеизвестны, но для многих звучали по-новому. В значительной мере сила этого американского президента заключалась в его политическом чутье, интуиции.
Маргарет Тэтчер. Обнаружила раннее увлечение и пристрастие к политике. Уже в Оксфордском университете была председателем местной студенческой организации консервативной партии. В 25 лет баллотировалась в парламент. Обладает твердым, решительным, волевым характером, умением убеждать и простым языком излагать свои цели. Человек огромной работоспособности.
Гельмут Коль. Умел налаживать хороший контакт с «молчаливым большинством» в стране. Шел на компромиссы, маневрировал. В 16 лет вступил в ХДС. В 29 лет стал самым молодым депутатом. Он делал ставку на укрепление частного предпринимательства. Не владеет ни одним иностранным языком.
Таким образом, очевидно, сколь разные личностные качества позволили трем политическим лидерам современности достичь весьма крупных успехов. И тем не менее, несомненно, существуют такие общехарактерные качества, которые оптимизируют и делают высокоэффективной работу любого политического деятеля. Всю их совокупность можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.
Природные качества: сила характера, воля, решительность, тонкая интуиция. Последнее из перечисленных качеств отличало президента Франции генерала де Голля. Он первым на Западе выдвинул концепцию разрядки напряженности в отношениях с Востоком и способствовал ее осуществлению. Много лет назад де Голль предсказал неизбежность демократических перемен в Восточной Европе.
Приведем еще один пример, свидетельствующий о том, насколько важно для политического лидера иметь политическое чутье, интуицию.
Американский президент Линдон Джонсон, автор программы борьбы с бедностью, уделял большое внимание опросам общественного мнения. О нем в шутку говорили, что он носит в кармане результаты самого последнего опроса. В период его президентства значительное число опросов свидетельствовало о поддержке большинством американцев войны во Вьетнаме. Однако Линдон Джонсон принял решение не выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 1968 г. отчасти из-за своей непопулярности в связи с войной. Возможно, опросы давали неправильный результат? Нет. Возможно, сам Джонсон неверно их трактовал? Тоже нет. Дело в другом: он понимал, что опросы не могли отразить всю сложность настроений американцев в связи с данной войной. Хотя против войны выступало меньшинство населения США, но его страстная убежденность была настолько сильной, что могла свести на нет настроения большинства, поддерживавшего войну во Вьетнаме. Тем более, что эта поддержка была вялой, неактивной. Дальнейшие события показали, что политическое чутье не подвело Л. Джонсона. Манифестанты — противники войны добились того, что к моменту выборов общественное мнение было расколото, и демократы потерпели поражение на выборах 1968 г.
Нравственные качества политических лидеров. Об их необходимости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.
К сожалению, не всегда политическим лидерам присущи высокие нравственные качества. Говоря о моральных качествах политического лидера, нельзя не упомянуть то обстоятельство, что XX в. познакомил человечество с явлением отрицательного лидерства. Пример — Адольф Гитлер. Он появился на исторической арене в кризисное для Германии время. Лозунгами и программой выхода страны из кризисного состояния Гитлер склонил на свою сторону большую часть нации. Однако, победив на выборах, он установил в стране фашистскую диктатуру, развязал мировую войну, которая унесла миллионы человеческих жизней.
В современном мире значение морального фактора неизмеримо возросло. Это связано с появлением оружия массового уничтожения, опасностью возникновения даже локальных военных конфликтов. Процессы демократизации современного общества, повышение общей политической культуры человечества сделали нетерпимыми бесчеловечные и жестокие методы и средства политического правления, неприемлемыми какие-либо нарушения прав и свобод граждан. Гуманизм и человеколюбие, высокое чувство ответственности за принимаемые политические решения, честность и неподкупность, забота о людях — вот те главные нравственные черты и качества, которые должны быть присущи политическому лидеру.
Профессиональные качества политических лидеров очень разнообразны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же следует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государственной деятельности.
Крупный политический лидер — это всегда смелая, яркая личность. Это человек, умеющий завоевывать популярность благодаря не только коммуникабельным и ораторским способностям, но и умению выражать запросы и интересы людей. Ведь без широкой поддержки и постоянного контакта с народом политический лидер мало чего добьется. Среди профессиональных качеств политического лидера очень важным является готовность к компромиссам. Это качество в условиях переходной экономики, многопартийности и наличия широкого спектра оппозиционных политических сил становится крайне необходимым для политического лидера. Поэтому, если, например, лидер крупного политического движения заявляет, что он согласится возглавить правительство только в случае, когда там будут исключительно его единомышленники, то можно с существенной долей уверенности говорить о его весьма скромной политической перспективе. Во всяком случае, президентом страны он не будет. Поскольку политический лидер в решении тех или иных проблем всегда испытывает определенное давление различных политических сил, заинтересованных сторон, он должен проявлять большую гибкость, умение маневрировать между полярными силами, быть готовым к восприятию различных точек зрения, предложений и требований.
Как уже было отмечено, совсем необязательно, чтобы каждый лидер был носителем всего набора перечисленных качеств. Модель природных, нравственных и профессиональных характеристик может рассматриваться как идеал. Ясно, что в практической политической деятельности невозможно встретить политического лидера, обладающего в идеале всем набором необходимых качеств. Вообще невозможно назвать двух политических лидеров, абсолютно похожих друг на друга.
Однако не только личностные качества определяют положение лидера. Еще два аспекта обусловливают эффективность и результативность его деятельности. Это — инструменты, которыми пользуется лидер для осуществления власти, и ситуация, с которой он сталкивается.
«Инструменты власти» — условное название. Речь идет о том, на что может опираться политический лидер в достижении поставленных им целей. Это — политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации, то есть все то, что может создать условия для контактов политического лидера с народными массами. Известно, что эти инструменты могут при определенных условиях превратиться в силы, противодействующие позиции и выполнению поставленных политическим лидером задач. История знает немало тому примеров.
Ситуация, с которой сталкивается политический лидер, может быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются разные решения выхода из кризиса.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам