5. Теории элит
Родиной элитистских концепций можно считать Италию, где независимо друг от друга Г. Моска и В. Парето положили начало разработке концепции элитарности в обществе. Впервые понятие «политический (правящий) класс» ввел в научный оборот Гаэтапо Моска (1858-1941). Вильфредо Парето (1848-1923) определял элиту как группу «наиболее продуктивных или наиболее способных» людей. Он писал «История человечества — это история постоянной смены элит, одни возвышаются, другие приходят в упадок». Причину этого он видел в изменении психологии элит. Поэтому такой подход был назван психологическим. Г. Моска же считал организованность элит их главным преимуществом, поэтому разработанное им направление было названо организационным. Ею последователем был Роберт Михельс (1876—1936), который, развивая организационный подход Гаэтано Моски, акцентировал внимание на том, что власть элиты зависит от степени ее организованности.
Названные ученые являются представителями макиавеллистской школы, утверждающей следующее.
Любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей физических, психологических, умственных, моральных.
Элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами.
Массы признают право элиты на власть, то есть ее легитимность.
Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.
Теории демократического элитизма. Для теорий элитной демократии (Р. Даль, С. Липсет) общими являются следующие положения.
Понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательных кампаний. Речь идет о новом способе рекрутирования политических элит (борьбы за поддержку народом на выборах) и об изменении самосознания элиты, зависящей в своей политической судьбе от рядовых граждан.
Элита рассматривается как поборница либерально-демократических ценностей — свободы, равенства, права в отличие от масс, радикально настроенных в борьбе за свои права на труд, социальное обеспечение и т.д.
Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.
Ценностные теории. Для ценностных теорий (В. Ропке, Ортега-и-Гассет) характерны следующие положения.
Элита — это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению.
Положение элиты как высшего слоя оправданно, так как отвечает интересам общества в целом.
Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом.
Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.
Концепции плюрализма элит (или функциональные теории элит). Для концепций множественности, плюрализма элит (С. Келлер, О. Штаммер, Д. Рисмен) характерны следующие утверждения.
Элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно.
В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы.
Элиты контролируются массами посредством выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления.
Конкуренция между элитами предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны общества.
Границы между элитой и обществом условны. Доступ в элиту открыт не только представителям крупного богатства, но и представителям других слоев общества, обладающим выдающимися способностями и знаниями.
Леволиберальные концепции элит. В противоположность плюралистическому элитизму представители данных концепций (Р. Миллс) исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой.
Основные положения этих концепций.
В реальной жизни элита находится на высшем уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и т.д.) незначительны.
Властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой основе обеспечивает себе власть, богатство и известность.
Между элитой и массами большое различие, преодоление которого практически невозможно.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам