4. Основные этапы процесса лоббирования
Если считать, что объект лоббирования задан, то есть тот или иной проект поступил во властные структуры (например, в законодательный орган), тогда лоббистская работа по его продвижению включает:
• изучение и анализ проблем, связанных с объектом лоббирования;
• поддержку данного проекта при его обсуждении во властных структурах;
• участие в продвижении проекта по инстанциям. На первом этапе главная задача лобби — получение и изучение максимума достоверной информации, касающейся поставленной цели, различных сложностей и препятствий на пути к ее достижению, физических и юридических лиц, заинтересованных в принятии лоббируемого проекта, или тех, кто будет всемерно ему противодействовать, и многое другое. Для сбора и анализа такой информации привлекаются специалисты в разных областях науки: экономисты, правоведы, психологи, социологи. Проблемы, связанные с лоббированием той или иной цели, могут быть настолько сложными, что сбором информации порой заняты целые научно-исследовательские институты. И как свидетельствует опыт, при сборе информации используются как официальные, так и неофициальные каналы.
На втором этапе (поддержка проекта) лоббистская активность концентрируется на ряде направлений. Тем, кто принимает решения, всемерно доказывается необходимость реализации данного проекта. В некоторых странах лоббисты могут делать это непосредственно. Например, система личного присутствия и участия используется в практике США. Здесь в заседании комитетов конгресса принимают участие лоббисты, отстаивающие обсуждаемый проект. Им предоставляется слово, они имеют возможность доказать высокую значимость данного проекта для общества или отдельных его слоев, для развития экономики страны и т.д. Будучи хорошо осведомленными в обсуждаемом вопросе, лоббисты могут четко и кратко раскрыть членам комитета его суть, привести убедительные аргументы, подкрепить сказанное имеющимися у них материалами.
В Германии при правительственных структурах созданы специальные совещательные органы, в которые и обращаются «группы интересов».
Кроме того, на втором этапе проводится большая работа лобби по формированию благоприятного общественного мнения, прежде всего через средства массовой информации. Возможно также использование в данных целях политических (вплоть до забастовок), научных (конференции, симпозиумы) и других мероприятий.
На третьем этапе роль лоббирования также весьма существенна. Одобрение проекта, например, в нижней палате парламента еще не означает, что он будет одобрен в верхней палате, а затем и президентом страны. Поэтому на этом этапе сохраняется и даже усиливается активность лобби в целях формирования благоприятного общественного мнения. И конечно, используются разные методы воздействия на тех, от кого зависит успешное прохождение проекта по инстанциям.
Специфика третьего этапа состоит в том, что в большинстве стран прохождение того или иного проекта по инстанциям регламентируется в законодательном порядке определенными временными рамками. Задача лобби — ускорить данный процесс и обеспечить положительное отношение к проекту. Это очень сложно, и легальные возможности лоббистов на данном этапе ограничены. Поэтому нередко появляется соблазн стать на нецивилизованный путь лоббирования.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам