logo
ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ_СБОРНИК_2

4. Основные этапы процесса лоббирования

Если считать, что объект лоббирования задан, то есть тот или иной проект поступил во властные структуры (например, в законодательный орган), тогда лоббистская работа по его про­движению включает:

• изучение и анализ проблем, связанных с объектом лобби­рования;

• поддержку данного проекта при его обсуждении во власт­ных структурах;

• участие в продвижении проекта по инстанциям. На первом этапе главная задача лобби — получение и изуче­ние максимума достоверной информации, касающейся постав­ленной цели, различных сложностей и препятствий на пути к ее достижению, физических и юридических лиц, заинтересован­ных в принятии лоббируемого проекта, или тех, кто будет все­мерно ему противодействовать, и многое другое. Для сбора и анализа такой информации привлекаются специалисты в раз­ных областях науки: экономисты, правоведы, психологи, соци­ологи. Проблемы, связанные с лоббированием той или иной цели, могут быть настолько сложными, что сбором информа­ции порой заняты целые научно-исследовательские институты. И как свидетельствует опыт, при сборе информации использу­ются как официальные, так и неофициальные каналы.

На втором этапе (поддержка проекта) лоббистская актив­ность концентрируется на ряде направлений. Тем, кто принима­ет решения, всемерно доказывается необходимость реализации данного проекта. В некоторых странах лоббисты могут делать это непосредственно. Например, система личного присутствия и участия используется в практике США. Здесь в заседании коми­тетов конгресса принимают участие лоббисты, отстаивающие обсуждаемый проект. Им предоставляется слово, они имеют воз­можность доказать высокую значимость данного проекта для общества или отдельных его слоев, для развития экономики стра­ны и т.д. Будучи хорошо осведомленными в обсуждаемом вопро­се, лоббисты могут четко и кратко раскрыть членам комитета его суть, привести убедительные аргументы, подкрепить ска­занное имеющимися у них материалами.

В Германии при правительственных структурах созданы спе­циальные совещательные органы, в которые и обращаются «груп­пы интересов».

Кроме того, на втором этапе проводится большая работа лобби по формированию благоприятного общественного мнения, преж­де всего через средства массовой информации. Возможно также использование в данных целях политических (вплоть до забастовок), научных (конференции, симпозиумы) и других мероприятий.

На третьем этапе роль лоббирования также весьма суще­ственна. Одобрение проекта, например, в нижней палате парламента еще не означает, что он будет одобрен в верхней палате, а затем и президентом страны. Поэтому на этом этапе сохраня­ется и даже усиливается активность лобби в целях формирова­ния благоприятного общественного мнения. И конечно, исполь­зуются разные методы воздействия на тех, от кого зависит ус­пешное прохождение проекта по инстанциям.

Специфика третьего этапа состоит в том, что в большинстве стран прохождение того или иного проекта по инстанциям рег­ламентируется в законодательном порядке определенными вре­менными рамками. Задача лобби — ускорить данный процесс и обеспечить положительное отношение к проекту. Это очень слож­но, и легальные возможности лоббистов на данном этапе огра­ничены. Поэтому нередко появляется соблазн стать на нециви­лизованный путь лоббирования.