3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
В переходных условиях к рынку роль государства весьма противоречива. С одной стороны, государство должно уменьшать свое влияние на экономику, освобождая ее от чрезмерного контроля и регулирования. С другой стороны, в условиях, когда в стране не было вообще никакого рыночного механизма, государство должно активизировать свою роль в его создании.
В процессе перехода России к рынку государству предстоит решить несколько взаимосвязанных задач.
Во-первых, государство должно решить ряд важных задач, касающихся собственности и своего места в развитии экономики страны.
Во-вторых, государство должно проводить активную политику, направленную на достижение экономической стабильности. Оно должно заботиться о решении социальных проблем — образования и здравоохранения, развития науки, культуры, экологии, проводить активную политику создания системы социальной защиты населения.
В России социальная сфера в целом оказалась запущенной. Реформы в области экономики и политики как бы «отодвинули» социальную сферу на задний план. Поэтому перед нашим государством сейчас очень остро стоит задача социальной защиты населения в условиях рынка, создания специальной системы мер по оказанию помощи бедным и нетрудоспособным слоям населения.
Помимо социальных проблем государство призвано решать такую важную задачу, как борьба с преступностью. Это должно стать приоритетной сферой деятельности государства в условиях перехода к рынку. От решения данной задачи во многом зависит стабилизация экономической и политической жизни в стране, а в конечном счете — судьба проводимых реформ.
Очень важной в переходных условиях представляется задача соблюдения Конституции и правовой поддержки реформ, то есть своевременного принятия и реализации - законов, способствующих становлению рыночных механизмов. Государство обязано гарантировать соблюдение законности в обществе.
Чтобы решить все указанные задачи, государство должно быть сильным. Это означает, что государству необходима сильная исполнительная власть, способная взять в свои руки руководство экономическими процессами, имеющая четкую программу действий по выходу из кризиса. Принятую программу надо неукоснительно и решительно выполнять (как это делали Л. Эрхард в послевоенной Германии, М. Тэтчер в 80-е годы в Великобритании).
Сильное государство должно также обладать сильной законодательной властью, то есть быть способным своевременно принимать необходимые законы и, главное, обеспечивать их реализацию.
В сильном государстве должна быть и сильная судебная власть, способная контролировать соблюдение законов. В этом отношении трудно переоценить роль Конституционного суда и прокуратуры.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам