6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
Многие десятилетия партии левой ориентации опирались главным образом на неимущие слои населения. Высокодоходными слоями поддерживались правые (консервативные) партии. Например, в странах Западной Европы социал-демократические и другие левые партии поддерживались представителями рабочего класса, а либеральным и консервативным партиям отдавали предпочтение состоятельные слои населения. В США электоратом Демократической (на первых этапах реформистской) партии были малоимущие слои американского общества, а Республиканскую партию (консервативная ориентация) поддерживали состоятельные слои общества
В истекшие два-три десятилетия обнаружили свое действие несколько новых тенденции. Отмеченные выше ориентиры оказались нарушенными. В частности, резко возросло число малосостоятельных избирателей в электорате либеральных и консервативных партии. И наоборот, за социал-демократические и другие левые партии голосует все большее число представителей средних слоев общества. В составе социал-демократических партий сокращается удельный вес рабочих. Это позволяет сделать вывод, что современные политические партии практически во всех странах все меньше ориентированы на определенный слой общества. Они перестают быть исключительно классовыми.
В развитии политических партий довольно четко просматривается ориентир на самые широкие и разнообразные слои общества. Их девиз — «народная партия», «партия всего народа». Таковыми провозгласили себя многие социалистические и социал-демократические партии. Так, СДПГ, многие годы функционировавшая как партия рабочего класса, уже в начале 60-х годов отказалась от идеи классовой борьбы и превратилась в партию рабочего класса и средних слоев населения. В этой партии широко представлены молодежь, интеллигенция, предпринимательские круги. Что касается Демократической и Республиканской партии США, то здесь тенденция к «всенародности» обнаружилась гораздо раньше, чем в европейских партиях
Ориентиры политических партии на широкие слои населения предопределяют содержание их политических программ. В них включаются положения, которые должны быть интересны и привлекательны для самых различных социальных слоев.
В послевоенные десятилетия в ряде стран проявляет себя тенденция к «автономии» избирателей. Она проявляется по-разному. Во-первых, становится достаточно солидным слой избирателей, голосующих за независимых (не принадлежащих ни к какой партии) кандидатов. Во-вторых, многие избиратели голосуют не за свою партию. В США на протяжении трех последних десятилетий, по данным социологических опросов, сторонники Демократической партии существенно преобладали над приверженцами Республиканской партии. Однако при этом по результатам голосования республиканцы выиграли в этот период большинство избирательных кампании.
Еще одна новая тенденция — «негативное голосование». Оно получило достаточно широкое распространение. Суть данного феномена в том, что часть электората голосует за того или иного кандидата не потому, что поддерживает его, а ради того, чтобы не прошел его соперник. По мнению специалистов, в свое время за Р. Рейгана проголосовала определенная часть электората не потому, что хотела, чтобы он был президентом, а вследствие резко негативного отношения к Дж. Картеру и нежелания переизбрания его на новый срок.
Новые тенденции складываются в партийном строительстве стран, прошедших через тоталитарные режимы и вставших на путь демократии. В противоположность правящим партиям кастового характера, с жесткими идеологическими требованиями, предоставляющих привилегии своим членам, в посткоммунистических государствах отмечается тенденция к появлению идеологически нейтральных партийных образовании, рассчитанных на привлечение широких масс населения. Вместе с тем в некоторых посткоммунистических странах функционируют партии с жесткими идейными требованиями, авторитарной ролью лидеров и строгой дисциплиной.
И, наконец, отметим, что новые тенденции, вместе взятые, не уменьшают роли политических партий в выполнении политических функций. Партии остаются центральным звеном избирательного процесса, а следовательно, процесса формирования властных структур общества.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам