logo
ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ_СБОРНИК_2

2. Формы государственного устройства в современном мире

Современный мир отличается исключительным многообра­зием форм государственного устройства. Как правило, опреде­лить форму государства помогает полное его наименование, например Соединенное Королевство Великобритании и Север­ной Ирландии, Княжество Лихтенштейн, Государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Исламская Рес­публика Иран, Южно-Африканская Республика, Королевство Швеция и т.д.

Политологический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Впер­вые типологию форм государственного устройства дали Платон и Аристотель. Они дифференцировали государства в зависимос­ти оттого, кто представлял собой источник власти, кто стоял у власти. Если один человек, то монархия, которой соответство­вала «неправильная» форма, названная тиранией. Если несколь­ко человек возглавляли государство, то это была аристократия; с «неправильной» формой — олигархия. Если многие граждане — то полития; с «неправильной» формой — демократия.

Начиная с Ренессанса, типичным стало деление государств на монархии и республики. Такое деление сохранялось вплоть до XIX в. Не утратило оно своего значения и сегодня, хотя в наши дни центр тяжести сместился, и главным критерием классифи­кации государств являются методы осуществления власти.

Итак, типология современных государств зависит от крите­рия, в соответствии с которым осуществляется их классифика­ция. Как критерии выступают: формы правления, национально-территориальная организация государства, отношение к религии и др. Остановимся на данном комплексе вопросов подробнее.

По формам правления государства делятся на монархии и рес­публики. Институт монархии сохранился в настоящее время бо­лее чем в 30 странах, а если учесть, что в ряде государств (Кана­да, Австралия, Новая Зеландия) главой юридически считается королева Великобритании, то это число еще больше.

Монархии бывают конституционные и абсолютные. В консти­туционной монархии власть монарха ограничена конституцией или специальными законами, а также действующими законода­тельными и исполнительными органами власти. В парламентских монархиях власть реально принадлежит не главе государства в лице монарха, а главе правительства.

Почему же монархия до сих пор сохраняется в ряде госу­дарств, если реальная власть не принадлежит монарху? Для мно­гих стран (особенно на Европейском континенте) институт мо­нархии олицетворяет собой символ единства нации и незыблемости ее политической системы, так как власть монарха не за­висит от игры политических сил. Традиционная сфера деятель­ности монархов — представительство страны за рубежом. Уро­вень этого представительства считается более высоким, если делегация возглавляется монархом, а не министром иностран­ных дел. Кроме того, многие монархи активно участвуют в по­литической жизни. Например, испанский король Хуан Карлос I сумел предотвратить два путча франкистов, пытавшихся возро­дить диктатуру в стране. Королева Великобритании имеет боль­шие права: она утверждает премьер-министра, одобряет различ­ные политические назначения, поддерживает связи с «оппози­цией ее Величества», может отстаивать свое мнение. Монархи обеспечивают преемственность в политическом развитии, явля­ются охранителями традиций и политической культуры той или иной страны.

Разновидностью конституционной монархии являются монар­хии дуалистические. Здесь монархи осуществляют в основном исполнительную власть, а парламенты — законодательную (Иор­дания, Марокко, Кувейт).

Кроме конституционных, есть еще абсолютные монархии, где управление осуществляется без конституций, нередко и без парламента. Абсолютные монархии сохранились главным обра­зом в Азии (Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар). При султанах и эмирах имеются иногда совещательные органы, но с очень ограниченными возможностями. В государствах Персид­ского залива монархи сумели распорядиться огромными дохо­дами от нефти и провести коренные социально-экономические преобразования в своих странах, в результате которых эти госу­дарства повысили свою роль в мировом хозяйстве. К особеннос­тям восточных монархий можно отнести властность, абсолю­тизм и компетентность, сыгравшие большую роль в модерниза­ции этих стран.

Итак, монархии сохраняются во многих государствах мира. В некоторых европейских странах (Болгария, Румыния, Фран­ция) сильны монархические настроения, хотя о восстановле­нии монархий там говорить не приходится. В Азии сравнительно недавно произошло восстановление монархии в Камбодже. В со­временной России отмечаются монархические настроения, есть партия (Прамос), которая поддерживает и распространяет мо­нархическую идею.

Формой правления, где органы власти выбираются народом, является республика — президентская или парламентская. Типич­ным примером президентской республики являются США. От­личительные черты президентской формы правления заключа­ются в том, что президент и парламент (конгресс) избираются на отдельных выборах, что усиливает независимость каждой из этих двух ветвей власти. Такая форма предполагает, что конг­ресс не имеет права распускать правительство или смещать пре­зидента. Он может возбудить дело об импичменте в отношении президента лишь в исключительных случаях — нарушения им конституции, совершения преступления и т.п. В свою очередь, президент не может распустить парламент и назначить новые выборы. Члены правительства не могут быть одновременно де­путатами конгресса. Президенту принадлежат большие властные полномочия — он одновременно является и главой государства, и главой правительства.

Президентская республика не получила распространения в Европе, она более характерна для стран Латинской Америки. В Европе наиболее распространена парламентская республика. Из 15 стран Европейского сообщества 7 являются парламентс­кими монархиями (Великобритания, Дания, Бельгия, Нидер­ланды, Люксембург, Испания, Швеция) и 8 — парламентски­ми республиками (Франция, Италия, Германия, Греция, Ирландия, Португалия, Австрия, Финляндия). Следует заме­тить, что во Франции, Португалии, Финляндии есть свои осо­бенности, связанные с прямыми выборами президента насе­лением, поэтому иногда политическое устройство этих госу­дарств относят к смешанным формам правления, сочетающим элементы президентских и парламентских форм, их иногда называют полупрезидентскими.

В условиях парламентской формы правления население изби­рает парламент, который формирует правительство и может его отозвать, выразив ему недоверие. Здесь возможно совмещение должности члена правительства и депутата парламента. Реальная власть принадлежит главе правительства — премьер-министру или канцлеру. Президент (глава государства) имеет в основном представительские функции. Премьер-министр может распустить парламент и назначить новые выборы.

В итоге рассмотрения вопроса о типологии государств на ос­нове формы правления можно сделать вывод, что в наши дни все большее значение приобретает классификация государств по принципу президентской или парламентской формы правле­ния, по сравнению с делением на монархии и республики. Это объясняется тем, что различие между современными парламент­скими республиками и парламентскими монархиями меньше, чем то общее, что их объединяет. А объединяет их институт пар­ламентаризма в целом.

Следующий критерий классификации форм государственно­го устройства — их национально-территориальная организация. В соответствии с этим критерием государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарные — это государства с единой конституцией и граж­данством, единой системой высших органов власти, законода­тельной системой и судопроизводством. Как правило, это моно­национальные государства. Но если есть представители других наций, то их проблемы решаются с помощью автономных обра­зований (Великобритания, Испания, Финляндия).

Федерации — это такие государства, которые имеют в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной само­стоятельностью, своим административно-территориальным де­лением и законодательством. В федерации имеются высшие фе­деральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации. Отсюда двойная система — судебная, пра­вовая и т.д.

Критериями федерализма являются: единый контроль со сто­роны федеральных органов власти над всеми территориями, вхо­дящими в федерацию; отсутствие у субъектов федерации права выхода из нее. Федеративное правительство проводит единую политику для всей страны в целом. Субъекты федерации могут иметь свои конституции, но они не должны противоречить феде­ральной конституции. Границы меняются с учетом мнения субъ­ектов федерации. В федеративных государствах — двухпалатный парламент, отражающий представительство всех федеральных структур.

Практика показала, что федерации, созданные по террито­риальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (бывшие Югосла­вия, Чехословакия, Советский Союз).

Конфедерации — более рыхлые объединения государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран (Германия, Швейцария), но очень быстро распадались или ста­новились федерациями.

Имеются также и другие критерии для типологии государств. По отношению к религии государства могут быть светскими и религиозными. Религиозные государства управляются, как прави­ло, духовными лицами. Господствующая религия признается основой правления. Подобные структуры, например, в ислам­ских государствах приобретают большую значимость (Исламская Республика Иран, Пакистан).

Большое разнообразие форм государственного устройства дают страны со слабым уровнем экономического развития, разви­вающиеся страны, где имеются абсолютные и конституцион­ные монархии, военные диктатуры, автократии монопольной хунты, той или иной партии, семейного клана.