5. Познавательная ценность политологии
Два из поставленных в начале первой главы вопросов — что изучает политология (её предмет) и какими средствами (категориальный аппарат науки, методы и приемы анализа) она пользуется — нами уже рассмотрены. В данном теме наша задача ответить на третий вопрос: зачем необходимо изучение политологии, в чем заключается ее познавательная ценность? В этой связи надо остановиться прежде всего на социальном статусе политологии. В демократических обществах она является востребованной наукой, поскольку появляется реальная потребность:
• в выводах и прогнозах, которые дает практическая политология. Это связано в значительной мере с усложнением современной политической жизни, появлением новых форм политической деятельности, новых политических структур и форм массовых политических движений;
• в компетентном политическом руководстве государством, в высококвалифицированных кадрах, для чего необходимо создание политологической теории, учитывающей как мировой опыт, так и отечественную специфику развития политической системы;
• в необходимости точного прогнозирования политических процессов.
Цель политологии — дать людям достоверные знания о политической сфере общества, её содержании, структуре, функциях, задачах, возможностях, об известных в современном мире ее формах. Однако это не самоцель. Такие знания необходимы для того, чтобы гражданин страны получил реальную возможность квалифицированно и компетентно сравнивать известные мировой цивилизации политические общественные системы, видеть наиболее прогрессивные их формы и предпринимать усилия по их реализации в рамках своего государства.
Суждение о том, что можно жить в обществе и быть свободным от политики, глубоко ошибочно. Участником политических процессов с неизбежностью становится каждый гражданин. Нельзя не согласиться с таким, например, утверждением: «Мы все избиратели, но когда мы подходим к избирательным урнам, то мы уже политики». Во всяком случае, мы становимся участниками одного из ключевых политических процессов — процесса становления (формирования) политической власти в стране.
Конечно, можно не участвовать в выборах. Но ведь это тоже проявление участия в политике:
1) это демонстрация отношения к политической системе (недоверие, несогласие и т.п.);
2) это дает возможность решительно повлиять на избирательный процесс на уровне «быть или не быть». Если в выборах примет участие меньше избирателей, чем предусмотрено законодательством, то они просто не состоятся. В свою очередь, данный фактор может резко изменить политическую ситуацию. Если это были президентские выборы, то президент останется на посту сверх срока своих полномочий, будут назначены новые выборы, начнется перегруппировка политических сил. Одним словом, возникнут новые политические процессы с непредсказуемыми последствиями. Однако одно обстоятельство можно прогнозировать с очень высокой долей вероятности: проблемы развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д. в этот период не будут в центре внимания тех, кто стоит у власти. В центре внимания будет борьба за власть.
Очевидно, что политические знания особенно важны для тех, кто профессионально включен во властные структуры и другие звенья политической системы общества. Ответственность, возложенная на этих людей, огромна. Речь идет о реализации политических, экономических, социальных и других программ, имеющих большое значение для судеб страны, ее безопасности и подъема благосостояния народа. Между тем в последние годы мы могли убедиться (прежде всего с помощью телевидения) в том, что профессиональный уровень, на котором проходили обсуждения вопросов и дискуссии наших народных депутатов, оставлял желать лучшего. К сожалению, далеко не всегда уровень политических знаний и политической культуры депутатов был на должной высоте.
Однако дело не только в политиках-профессионалах. Политологические знания необходимы каждому гражданину, поскольку, как это было отмечено, все люди являются участниками политических процессов. Важно, чтобы это участие было квалифицированным и компетентным, а для этого нужны научные теоретические знания о политической системе в целом, о политической власти и оптимальных способах ее организации, о политических партиях, об избирательных системах и т.д.
Особенно велико значение изучения политологии для экономистов: финансистов, бизнесменов, специалистов в области налогообложения, аудита, страхового дела и т.д. Можно без преувеличения сказать, что для них политологические знания являются важнейшим компонентом их профессиональной подготовки.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам