7. Становление партийной системы в России
Фундаментальные политические сдвиги, происходившие в СССР во второй половине 80-х годов, оказали принципиальное воздействие на формирование партийной системы в современной России. Процессы переоценки ценностей вызвали волну политической активности значительной части населения. Возникли многочисленные партии и общественно-политические движения настолько широкого спектра, что он отразил практически все краски и оттенки существующих многие годы западных демократических партийных систем (от правого экстремизма до левого радикализма).
Формированием идеологических установок в общественно-политическом движении характеризуются 90-е годы. При этом некоторые вновь образовавшиеся политические организации взяли на себя роль преемников той партии, которая существовала в СССР (КПСС). Другие стали выступать как преемники партий, функционировавших до Октябрьской революции. Третьи ориентируются на программы современных партий в западных государствах.
При всем исключительном многообразии российских политических партий и организаций можно выделить три основные группы:
• демократические;
• социалистической ориентации;
• ориентирующиеся на национальные и национал-патриотические идеи.
В свою очередь, в первой группе выделяются:
• радикально-реформаторские организации (Народная партия России, Республиканская партия Российской Федерации, Социал-демократическая партия России, Российская социально-либеральная партия и др.). Большая часть партий данной ориентации вошла в движение «Демократическая Россия»;
• центристские партии и организации (Народная партия «Свободная Россия», «Демократическая партия России», блок «Гражданский союз», «Движение демократических реформ»).
Вторая группа — это партии и движения социалистической ориентации. Она включает:
• Коммунистическую партию Российской Федерации;
• Всесоюзную коммунистическую партию большевиков;
• Российскую партию коммунистов;
• Российскую коммунистическую рабочую партию.
Третья группа — это партии и движения национал-патриотической ориентации. Она включает:
• Республиканскую народную партию России;
• Всероссийское патриотическое объединение «Отчизна»;
• Союз офицеров;
• Международный славянский собор;
• Фронт национального спасения.
Конечно, перечисленные три группы российских партий и движений не могут охватить всю их совокупность. В рубрику «и другие» включены:
• христианские организации;
• организации казачества;
• Либерально-демократическая партия России;
• Конституционно-демократическая партия.
Подчеркнем, что границы между выделенными группами подвижны и условны. Позиции партий в общем политическом спектре меняются в зависимости от конкретных условий. Об этом свидетельствует расстановка политических сил перед президентскими выборами 1996 г., а затем и 2000 г.
Небольшой временной отрезок, через который прошли российские политические партии, позволяет сделать вывод о том, что к осени—зиме 1993 г. они разработали и приняли программные документы и платформы, но затем были вынуждены временно снять некоторые свои идеологические установки и скорректировать программные цели. Это было продиктовано событиями сентября—октября 1993 г. и предстоящими выборами в Государственную Думу, на которых каждая партия хотела бы иметь по возможности многочисленных сторонников среди избирателей.
Современная политическая жизнь России показывает, что в стране существует потребность в крупных политических партиях, которые бы, во-первых, ставили в своих программных документах цели и указывали средства их достижения, адекватные потребностям и запросам населения России в целом, а во-вторых, предлагали решение как долгосрочных, так и ближайших задач. Важнейшая из этих задач — обеспечение экономического роста страны.
Пока не приходится говорить о том, что в России сложилась система политических партий. Однако можно констатировать наметившуюся тенденцию выхода из партийного «хаоса». В стране идет процесс формирования политических сил, способных предложить и реализовать программы выхода Российского государства из кризисного состояния. Некоторые политологи утверждают, что в России обозначилась тенденция к двухпартийности, полагая при этом, что двухпартийная система наиболее отвечает интересам страны.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам