4. Партийные системы
Политические партии, функционирующие в рамках того или иного государства, как правило, взаимодействуют друг с другом, образуя партийные системы.
Для характеристики партийных систем используются различные качественные и количественные характеристики. Например, одним из основных качественных критериев является тип политического режима, в рамках которого функционирует партийная система. В соответствии сданным критерием партийные системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. Однако наиболее распространенным критерием типологизации партийных систем является количественный. На его основе итальянский политолог Дж. Сартори обосновывает семиступенчатую классификацию партийных систем: система с одной партией, система с партией, осуществляющей гегемонию, система с преобладающей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система крайнего плюрализма, атомизированная система. Остановимся на них подробнее.
Партийная система с единственной партией характеризуется тем, что здесь данная партия монополизирует политическую деятельность. Она превращается в руководящую силу государства. Главные политические решения принимаются партией. По существу партия срастается с государством. Другие партии запрещены. Такая система на Кубе, в КНДР, до недавнего времени так было в Советском Союзе, Румынии, Албании.
Партийная система с партией, осуществляющей гегемонию. Такая система была в большинстве бывших социалистических стран Восточной Европы. В ГДР, ЧССР, ПНР утверждение у власти одной партии (коммунистической) не сопровождалось запрещением других. Данная система характеризуется тем, что хотя формально в стране функционирует несколько политических партии, однако лишь одна из них находится у власти. Другие партии поддерживают ее, не допуская никакой оппозиции. И в настоящее время такая система функционирует в Китае, где кроме компартии, сосредоточивающей политическую власть, есть еще четыре политические партии
Система с доминирующей партией характеризуется тем, что хотя возможности всех партии одинаковы (это закреплено законом), однако фактически достаточно длительное время у власти остается одна партия. До недавнего времени таковыми были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс.
Двухпартийная система. При такой системе независимо от количества партии в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга у власти. Классический пример этого дают США, где периодически у власти сменяют друг друга Республиканская и Демократическая партии. В стране есть другие партии, но они не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на политическую жизнь. Двухпартийная система — результат длительного отбора и консолидации политических сил.
Один из существенных недостатков двухпартийной системы — это концентрация внимания на критике противника, а не на своих достоинствах. В результате избиратели голосуют не столько за кандидата, сколько против его противников. Кроме того, недостатком данной системы является то, что она исключает образование и функционирование единого политическою центра.
Модификацию двухпартийной системы представляет система 2,5, или«2+1» Она существует в Германии, где две основные партии — ХДС/ХСС и СДПГ — в состоянии сформировать правительство, лишь вступив в блок со Свободными демократами. Подобная система существует также в Великобритании, Канаде, Австралии и в Австрии.
Система умеренного плюрализма. Это один из видов многопартийной системы, главный признак — ориентированность всех составляющих ее партии на участие в правительстве. Различия в части идеологической направленности этих партии невелики Страной, где существует такая система, является Бельгия.
Система крайнего плюрализма. Данный тип многопартийной системы отличается,
во-первых, тем, что в нее входят партии, выступающие против существующего в стране общественно-политического строя,
во-вторых, тем, что оппозиционные партии располагаются с двух сторон от правительства. Они критикуют правительство справа и слева, а также резко критикуют друг друга
В-третьих, в такой системе одна или группа партий занимает позицию «центра».
Атомизированная партийная система. Это многопартийные системы, насчитывающие десятки и даже сотни партий (Боливия, Малайзия).
Перечисленные партийные системы сводятся к трем укрупненным типам: однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Вопрос о том, какая из трех данных систем предпочтительнее, сложный и дискуссионный. Единого мнения нет. Например, Дж. Сартори считает, что появление пяти и более партий следует рассматривать как «крайнюю многопартийность», опасную для существования государства. Опыт ряда государств (США, Англия, Ирландия, Канада, Австралия) свидетельствует о несомненных преимуществах двухпартийной системы, которая дает обществу — стабильность, правительству — смену курса, а гражданам — возможность выбора. Конечно, данная модель далеко не идеальна, поскольку она снижает возможности полноправного участия в партийной системе «третьих партии».
В ряде стран достаточно успешно функционирует система с доминирующей партией (Либерально-демократическая партия Японии) В других же государствах не менее успешно функционирует система умеренного плюрализма (Нидерланды, Дания, Бельгия, Австрия). Единого стандарта в оценке эффективности тех или иных партийных систем, конечно, нет. Тем не менее важным критерием сравнения их деятельности является способность партийной системы чутко относиться к запросам и нуждам населения, а также ее способность к демократическому контролю за деятельностью правящих структур.
Рассматривая партийные системы в современных государствах, следует отметить, что не везде такие системы сложились. В ряде стран устойчивых отношений между партиями не существует. К таким государствам следует отнести нашу страну, в которой образовалось множество партий, однако система отношении между ними не сложилась.
Немаловажную роль в политических системах играют оппозиционные партии, различающиеся в зависимости от целей, которые они ставят.
Непримиримая оппозиция. Выступает против существующего социально-политического строя, изменить его — ее главная задача. Соответственно такую оппозицию не устраивает любое правительство, действующее в рамках существующего строя. В современной России функционирует несколько оппозиционных партий, среди которых лидирует КПРФ.
Оппозиция, направленная против конкретного правительства, но лояльная по отношению к государственному строю. К такого рода оппозиции относится ряд партий современной России (Демократическая партия России, Партия экономической свободы, Либерально-демократический союз и др.).
Конструктивная оппозиция. Такого рода оппозиционные партии поддерживают одни мероприятия правительства и вместе с тем критикуют другие. В нашей стране к числу таких партий относится Демократический выбор России.
В совокупности вопросов, связанных с понятием «партийная система», важная роль принадлежит проблеме определения спектра политических партии. Речь идет об их расстановке в партийной системе в зависимости от того, как они относятся к государственной власти и друг к другу. На политическом поле страны каждая партия занимает определенное место. Выявить его не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Образно говоря, здесь важно установить систему координат в составе:
1) отношение партии к магистральному направлению политического развития государства,
2) показатели ее политической силы.
О магистральном направлении политическою развития страны в тот или иной период судят по ряду показателей. В зависимости от этого оно определяется как демократическая ориентация, социалистическая, национал-патриотическая, социал-демократическое направление, авторитарное и т.д. Определяя, например, политический вектор в развитии России в 2001 г., следует учитывать, что в стране устранены всевластие КПСС, система Советов, ликвидирована монополия государственной собственности, полным ходом развивается рыночная экономика, законодательно закреплены демократические права и свободы граждан, принята новая Конституция, провозгласившая Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Перечисленные характеристики политических перемен в стране дают основание утверждать, что для России характерно либерально-демократическое направление политического развития. Это — политический курс страны.
Зная содержание политического курса (ориентиры, цели, средства их достижения), несложно увидеть весь спектр расположения политических партий. Партия или партии, программы и позиции которых наиболее полно соответствуют магистральному политическому курсу страны, располагаются в центре политического спектра. Если центр весьма широк, то его, как правило, делят на правый и левый. Остальные партии, не попавшие в центр, делят условно на правые и левые. Еще раз подчеркнем — условно. В тенденции к правым относят консервативные партии, а к левым — поборников радикальных перемен. Очевидно, не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что в давние времена в европейских парламентах с правой стороны садились приверженцы реакционных взглядов, а слева — революционеры.
Однако в современных условиях при многообразии магистральных направлений функционирования политических систем, а также при отсутствии политической стабильности рассматривать спектр политических партий в названной традиции по меньшей мере нецелесообразно. Практика показывает, что партии, рассматриваемые как правые в одной стране, классифицируются в другой как левые. Поэтому при определении политического спектра той или иной партийной системы необходимо исходить из конкретных условий страны.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам