logo
ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ_СБОРНИК_2

4. Партийные системы

Политические партии, функционирующие в рамках того или иного государства, как правило, взаимодействуют друг с другом, образуя партийные системы.

Для характеристики партийных систем используются различные качественные и количественные характеристики. Например, одним из основных качественных критериев является тип политического режима, в рамках которого функционирует партийная система. В соответствии сданным критерием партийные си­стемы делятся на демократические, авторитарные и тоталитар­ные. Однако наиболее распространенным критерием типологизации партийных систем является количественный. На его основе итальянский политолог Дж. Сартори обосновывает семиступен­чатую классификацию партийных систем: система с одной парти­ей, система с партией, осуществляющей гегемонию, система с преобладающей партией, двухпартийная система, система огра­ниченного плюрализма, система крайнего плюрализма, атомизированная система. Остановимся на них подробнее.

Партийная система с единственной партией характеризуется тем, что здесь данная партия монополизирует политическую деятельность. Она превращается в руководящую силу государ­ства. Главные политические решения принимаются партией. По существу партия срастается с государством. Другие партии зап­рещены. Такая система на Кубе, в КНДР, до недавнего времени так было в Советском Союзе, Румынии, Албании.

Партийная система с партией, осуществляющей гегемонию. Та­кая система была в большинстве бывших социалистических стран Восточной Европы. В ГДР, ЧССР, ПНР утверждение у власти одной партии (коммунистической) не сопровождалось запре­щением других. Данная система характеризуется тем, что хотя формально в стране функционирует несколько политических партии, однако лишь одна из них находится у власти. Другие партии поддерживают ее, не допуская никакой оппозиции. И в настоящее время такая система функционирует в Китае, где кроме компартии, сосредоточивающей политическую власть, есть еще четыре политические партии

Система с доминирующей партией характеризуется тем, что хотя возможности всех партии одинаковы (это закреплено зако­ном), однако фактически достаточно длительное время у власти остается одна партия. До недавнего времени таковыми были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский на­циональный конгресс.

Двухпартийная система. При такой системе независимо от количества партии в стране лишь две имеют решающее значе­ние и способны сменять друг друга у власти. Классический пример этого дают США, где периодически у власти сменяют друг друга Республиканская и Демократическая партии. В стране есть другие партии, но они не оказывают сколько-нибудь су­щественного влияния на политическую жизнь. Двухпартийная система — результат длительного отбора и консолидации по­литических сил.

Один из существенных недостатков двухпартийной системы — это концентрация внимания на критике противника, а не на своих достоинствах. В результате избиратели голосуют не столько за кандидата, сколько против его противников. Кроме того, не­достатком данной системы является то, что она исключает об­разование и функционирование единого политическою центра.

Модификацию двухпартийной системы представляет систе­ма 2,5, или«2+1» Она существует в Германии, где две основные партии — ХДС/ХСС и СДПГ — в состоянии сформировать пра­вительство, лишь вступив в блок со Свободными демократами. Подобная система существует также в Великобритании, Кана­де, Австралии и в Австрии.

Система умеренного плюрализма. Это один из видов мно­гопартийной системы, главный признак — ориентированность всех составляющих ее партии на участие в правительстве. Разли­чия в части идеологической направленности этих партии неве­лики Страной, где существует такая система, является Бельгия.

Система крайнего плюрализма. Данный тип многопартийной системы отличается,

во-первых, тем, что в нее входят партии, выступающие против существующего в стране общественно-по­литического строя,

во-вторых, тем, что оппозиционные партии располагаются с двух сторон от правительства. Они критикуют правительство справа и слева, а также резко критикуют друг друга

В-третьих, в такой системе одна или группа партий зани­мает позицию «центра».

Атомизированная партийная система. Это многопартийные системы, насчитывающие десятки и даже сотни партий (Боли­вия, Малайзия).

Перечисленные партийные системы сводятся к трем укруп­ненным типам: однопартийные, двухпартийные и многопартий­ные. Вопрос о том, какая из трех данных систем предпочтитель­нее, сложный и дискуссионный. Единого мнения нет. Напри­мер, Дж. Сартори считает, что появление пяти и более партий следует рассматривать как «крайнюю многопартийность», опас­ную для существования государства. Опыт ряда государств (США, Англия, Ирландия, Канада, Австралия) свидетельствует о не­сомненных преимуществах двухпартийной системы, которая дает обществу — стабильность, правительству — смену курса, а граж­данам — возможность выбора. Конечно, данная модель далеко не идеальна, поскольку она снижает возможности полноправ­ного участия в партийной системе «третьих партии».

В ряде стран достаточно успешно функционирует система с доминирующей партией (Либерально-демократическая партия Японии) В других же государствах не менее успешно функцио­нирует система умеренного плюрализма (Нидерланды, Дания, Бельгия, Австрия). Единого стандарта в оценке эффективности тех или иных партийных систем, конечно, нет. Тем не менее важным критерием сравнения их деятельности является способ­ность партийной системы чутко относиться к запросам и нуж­дам населения, а также ее способность к демократическому кон­тролю за деятельностью правящих структур.

Рассматривая партийные системы в современных государствах, следует отметить, что не везде такие системы сложились. В ряде стран устойчивых отношений между партиями не существует. К таким государствам следует отнести нашу страну, в которой образовалось множество партий, однако система отношении между ними не сложилась.

Немаловажную роль в политических системах играют оппо­зиционные партии, различающиеся в зависимости от целей, которые они ставят.

Непримиримая оппозиция. Выступает против существующего социально-политического строя, изменить его — ее главная за­дача. Соответственно такую оппозицию не устраивает любое правительство, действующее в рамках существующего строя. В современной России функционирует несколько оппозицион­ных партий, среди которых лидирует КПРФ.

Оппозиция, направленная против конкретного правительства, но лояльная по отношению к государственному строю. К такого рода оппозиции относится ряд партий современной России (Демок­ратическая партия России, Партия экономической свободы, Либерально-демократический союз и др.).

Конструктивная оппозиция. Такого рода оппозиционные партии поддерживают одни мероприятия правительства и вместе с тем критикуют другие. В нашей стране к числу таких партий отно­сится Демократический выбор России.

В совокупности вопросов, связанных с понятием «партийная система», важная роль принадлежит проблеме определения спек­тра политических партии. Речь идет об их расстановке в партий­ной системе в зависимости от того, как они относятся к госу­дарственной власти и друг к другу. На политическом поле стра­ны каждая партия занимает определенное место. Выявить его не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Образ­но говоря, здесь важно установить систему координат в составе:

1) отношение партии к магистральному направлению полити­ческого развития государства,

2) показатели ее политической силы.

О магистральном направлении политическою развития стра­ны в тот или иной период судят по ряду показателей. В зависи­мости от этого оно определяется как демократическая ориентация, социалистическая, национал-патриотическая, социал-демократическое направление, авторитарное и т.д. Определяя, например, политический вектор в развитии России в 2001 г., следует учитывать, что в стране устранены всевластие КПСС, система Советов, ликвидирована монополия государственной собственности, полным ходом развивается рыночная экономи­ка, законодательно закреплены демократические права и сво­боды граждан, принята новая Конституция, провозгласившая Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Перечисленные характе­ристики политических перемен в стране дают основание утвер­ждать, что для России характерно либерально-демократическое направление политического развития. Это — политический курс страны.

Зная содержание политического курса (ориентиры, цели, средства их достижения), несложно увидеть весь спектр распо­ложения политических партий. Партия или партии, программы и позиции которых наиболее полно соответствуют магистраль­ному политическому курсу страны, располагаются в центре политического спектра. Если центр весьма широк, то его, как пра­вило, делят на правый и левый. Остальные партии, не попав­шие в центр, делят условно на правые и левые. Еще раз подчер­кнем — условно. В тенденции к правым относят консервативные партии, а к левым — поборников радикальных перемен. Очевид­но, не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что в давние времена в европейских парламентах с правой стороны садились приверженцы реакционных взглядов, а слева — рево­люционеры.

Однако в современных условиях при многообразии магист­ральных направлений функционирования политических систем, а также при отсутствии политической стабильности рассматри­вать спектр политических партий в названной традиции по мень­шей мере нецелесообразно. Практика показывает, что партии, рассматриваемые как правые в одной стране, классифицируют­ся в другой как левые. Поэтому при определении политического спектра той или иной партийной системы необходимо исходить из конкретных условий страны.