1) Привлечение и консультирование заемщика
-привлечение клиента,
- информирование его об основных кредитных продуктах банка и условиях кредитования
- помощь в выборе кредитного продукта
- определение перечня необходимых документов и требований к их оформлению,
- формирование пакета документов для оформления кредита
2) предварительная оценка заемщика. Кредитный менеджер
- анализирует представленные заемщиком документы
- проводит собеседование (уточняет информацию о заемщике, формирует свое мнение о нем (уравновешенность, ответственность, обязательность, понимание требований и условий банка, нацеленность на работу с банком и др.)
- заполняет анкету заемщика.
- при необходимости требует представить доп. документы.
Результат: предварительная оценка заемщика, создание его «психологического портрета».
Некоторые банки на этом этапе проводят заявочный скоринг - отсекают неблагонадежных клиентов.
Данные по всем клиентам накапливаются в банке и используются для корректировки методик оценки кредитоспособности.
Основная задача данного этапа — собрать максим. количество информации о заемщике для оценки его кредитоспособности и принятия обоснованного решения о возможности кредитования.
3) оценка кредитоспособности заемщика. Кредитный аналитик или андеррайтер:
-анализирует заявку заемщика по методике банка
-оценивает его кредитоспособность и кредитоспособность поручителей,
- присваивает заемщику кредитный рейтинг
- принимает решение о необходимости залога и с привлечением специалистов проводит его оценку.
Итог - заключение о возможности выдачи кредита, определение максимально возможной суммы кредита и его срока.
4) санкционирование кредита - решение о выдаче кредита в рамках полномочий для менеджеров разных уровней и коллегиальных органов. Для каждого менеджера определяются лимиты санкционирования по разл.видам кредитов. Они регулярно пересматриваются с учетом уровня просроченной задолженности по кредитам, санкционированным данным менеджером.
5) оформление кредитного договора и выдача кредита. Кредитный менеджер
- оформляет кредитный договор и др. договоры, (залога, поручительства, страхования).
- контролирует соответствие условий договоров регламентам по кредитованию
- контролирует оплату заемщиком комиссии и др.платежей,
После подписания кредитного договора оформляются документы на выдачу кредита и происходит его выдача — наличными либо безналичными перечислениями. Кредитный менеджер формирует кредитное досье
6. мониторинг и сопровождение кредита. Кредитный менеджер (или кредитный контролер) осуществляет контроль:
целевого использования кредита,
соблюдения графиков погашения кредита,
наличия и сохранности залогов,
своевременности пролонгирования договоров страхования и т.п.
По просьбе заемщика он готовит
справки об остатке ссудной задолженности,
сумме ежемесячных платежей,
кредитной истории и д.,
принимает решение о возможности досрочного погашения кредита,
оформляет и сопровождает его;
при необходимости взаимодействует со страховой компанией в части использования сумм страхового возмещения.
В рамках кредитного мониторинга проводится работа
по классификации (реклассификации) ссуды,
формированию и регулированию резерва на возможные потери по ссуде,
по предупреждению просроченной задолженности.
При погашении кредита кредитный менеджер
оформляет распоряжение на закрытие ссудного счета и снятие обеспечения с учета на внебалансовых счетах банка,
готовит кредитное досье для сдачи в архив.
Если заемщик нарушает условия кредитного договора, возникает просроченная задолженность по кредиту, данный кредит, как правило, передается в спец. подразделение банка по работе с проблемными кредитами, менеджеры которого анализируют причины возникновения проблем с погашением кредита и вырабатывают меры по их преодолению: превентивные, реабилитационные, правовые
Превентивные меры (если финансовые проблемы заемщика носят временный характер)
пересмотр условий действующего кредитного договора:
изменение графика погашения задолженности по кредиту,
увеличение срока кредита,
отсрочка возврата основного долга и (или) процентов и т.д.
При этом происходит снижение кредитного рейтинга заемщика и увеличение резервов на возможные потери по ссудам.
Реабилитационные меры (при готовности заемщика к конструктивному сотрудничеству):
выдача доп. средств с изменением статуса долга с просроченного на текущий,
привлечение доп. форм обеспечения кредита.
Меры правового характера (когда нет реальных перспектив погашения заемщиком задолженности самостоятельно):
обращение к поручителям
продажа долга заемщика третьей стороне (напр., коллекторскому агентству).
крайняя мера - возбуждение иска о банкротстве заемщика — физ. лица.
Во многих банках в процессе потребительского кредитования участвуют два подразделения: отдел продаж и кредитный отдел.
Отдел продаж
привлекает потенциальных заемщиков,
консультирует их
формирует первичный пакет документов,
осуществляет взаимодействие с точками продаж банковских продуктов
обеспечивает постоянный поток потенциальных заемщиков для банка.
Кредитный отдел работает с уже привлеченными клиентами:
проводит оценку заемщиков,
выдачу кредитов
их последующее сопровождение.
При такой организации кредитного процесса достигается
эффективное взаимодействие с рынком,
учет изменения предпочтений и потребностей клиентов,
быстрая реакция на действия конкурентов
повышение качества управления рисками кредитования,
совершенствование методик оценки кредитоспособности заемщиков.
Разделение функций по взаимодействию с клиентами и по оценке их кредитоспособности
между разными подразделениями банка снижает роль субъективного фактора при решении вопроса о выдаче кредита.
Статьи доходов и расходов заемщика, учитываемые при оценке платежеспособности:
Месячный доход= з/п за вычетом налогов+ пособия на детей + пенсия +%% по вкладам
и ценным бумагам + прочие доходы
Месячный расход = текущие расходы + взносы по страхованию +обслуживание предыдущих ссуд + плата за жильё и коммун. услуги + прочие расходы
Начисление %% по кредиту обычно ежемесячно до дня возврата кредита, но м.б. другие сроки (д.б. четко прописаны в кредитном договоре)
ФЗ «О банках и банковской деятельности»: "По кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.".
Банки начисляют проценты на остаток суммы ссудной задолженности заемщика.
2 способа расчета ежемесячного платежа: дифференцированный и аннуитетный.
При заключении договора заемщик получает на руки полный график платежей: на каждый месяц сумма платежа по основному долгу и %%
ФЗ «О банках и банковской деятельности»: «Кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом обязана предоставить ему информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора
Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора. В расчет полной стоимости кредита не включаются платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с несоблюдением им условий кредитного договора.» 17 ноября 2009 г. Постановление президиума ВАС: банки не вправе брать с заемщиков плату за ведение ссудного счета, открываемого при выдаче кредита.
«Сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца».(ст. 810, "ГК Ф»(часть вторая)" При оформлении потребительского кредита банки, как правило, предлагают клиентам передать сведения по договору и выполнению его условий в одно из кредитных бюро, где накапливаются данные по кредитным историям заемщиков. Передача сведений в бюро кредитных историй - в добровольном порядке. Любой заемщик вправе отказаться от нее, но наличие положительной кредитной истории при последующих обращениях в банк снижает размер платежей по кредитам.
Новые черты потребительского кредитования
1) расширяется ассортимент предоставляемых банками кредитов, более гибкими становятся условия кредитования;
2) банки активно сотрудничают с торговыми, сервисными, страховыми и другими организациями, предоставляя, комплексные продукты, в которые «встроена» услуга по кредитованию;
3) для предоставления кредитов наряду с традиционными каналами широко используются
возможности электронного банковского бизнеса.
Развитие потребительского кредитования таит в себе риски для банков и для клиентов.
Основные факторы риска для банков:
отсутствие достоверной информации о заемщиках,
несовершенство методик оценки их кредитоспособности
Трудности заемщиков — физических лиц:
-расчет реальных затрат по обслуживанию кредита,
- планирование своих расходов.
-плохая информированность о правах и от-ти за выполнение обязательств по кредитному договору.
Причины роста просроченной задолженности по потребительскому кредитованию в российских банках:
1. несовершенство применяемых методов управления кредитными рисками (попытка банков использовать приемы риск-менеджмента при кредитовании организаций).
- искажения оценки риска физических лиц, усложнение принятия решения о выдаче кредита).
2.в России отсутствует законодательное регулирование потребительских кредитов, взаимоотношения между заемщиком и банком определяются рядом норм общего характера, которые содержатся в ГК РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О защите прав потребителей».Законопроект «О потребительском кредите» давно разрабатывается..
Виды и условия предоставления потребительских кредитов. В зависимости от характера потребностей: 1) целевые потребительские; 2) нецелевые на текущее потребление 3) жилищные — на приобретение квартир и другой жилой недвижимости.
- Тема 2. Создание кредитных организаций и их структурных подразделений
- 2) Этап подготовки и подписания учредительных документов.
- 3) Государственная регистрация.
- IV. Получение лицензии на осуществление банковской деятельности
- 2. Основания для отказа в гос. Регистрации ко и выдаче ей лицензии:
- 3. Открытие (закрытие) подразделений ко на территории рф
- 5. Ликвидация кредитной организации
- 1. Задачи и принципы организации банковской деятельности
- 2. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
- 3. Линейные модели организационных структур банка
- 4. Матричные модели организационных структур банка
- 1. Понятие и состав ресурсов коммерческого банка
- 2. Понятие, состав и функции собственного капитала банка
- 3. Формирование капитала банка
- 4. Достаточность капитала –
- 5. Привлеченные депозитные средства банков
- Классификация депозитов
- Сравнительная характеристика срочных вкладов и вкладов до востребования
- 6. Недепозитные средства:
- 2. Схема лизинга. Содержание договора лизинга
- 3. Методика расчета лизинговых платежей
- 1. Организация процесса потребительского кредитования
- 1) Привлечение и консультирование заемщика
- 2. Целевые потребительские кредиты
- 3. Нецелевые кредиты на текущее потребление
- 4. Ипотечное жилищное кредитование
- 1. Целевые кредиты
- 2. Кредитование по овердрафту
- 3. Кредитование в форме открытия кредитной линии
- 4. Вексельные кредиты
- 6. Синдицированное кредитование
- 1. Рассмотрение кредитной заявки и беседа с клиентом
- 3. Подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита
- 5. Контроль банка за выполнением условий договора и погашением кредита
- 3. Формирование резерва на возможные потери по ссудам
- 4. Требования к процессу выдачи банком и возврата клиентом кредита
- 7. Кредитная политика