logo
Vse_lektsiyi_po_ODKB

3. Линейные модели организационных структур банка

Функциональная модель. Выделяются структурные подразделения банка в соответствии с банковскими продуктами и выполняемыми операциями (кре­дитование, депозитная деятельность, расчетные и кассовые операции, валютные операции, операции с драг. металлами, гарантии и по­ручительства, трастовые и другие операции). В банке создаются группы, отделы, управления, организующие соотв. вид банковской деятельности.

Функциональная модель считается классической и наиболее распростра­ненной моделью организации банка. Но это не означает, что она является единственно правильной и наиболее эффективной. Функц. модель не приводит к значительному сокращению админ.-хоз. расходов и увеличению продуктивности заключаемых сделок. Она излишне консервативная, недостаточно учи­тывает требования рынка, предпо­лагает наличие специалистов в со­отв. направлениях деятельности.

Дивизионная модель ориентирована на опред. отрасли деятельности. В банковском бизнесе отдельные отрасли (зоны) де­ятельности рекомендуется подразделять на три части: кредит, финансы и вложе­ние капитала Каждой из данных зон деятельности соответствует осо­бое законодательство.

Стратегические зоны банковской деятельности часто разделяются и по типу рынка, на котором работает банк: деятельность, осуществляемая на внешнем рынке, и деятельность, осуществляемая на внутреннем рынке.

Обособление стратегических зон банковской деятельности сказывается и на структуре аппарата управления. Крупные банки, стремясь облегчить свою орга­низационную структуру, обособляют управление той или иной зоной бизнеса в форме дочерней компании, которая может, напр., заниматься: лизингом; факторингом; ипотечным кредитованием, выдачей потреби­тельских кредитов, мелких ссуд и т.д.; обслу­живанием опред. групп клиентов и предоставлением определенных банковских продуктов.

Третья модель линейной структуры банка ориентируется на географию рынка и свойственна универсальному бан­ку, работающему в разных странах, областях и регионах. Органы руководства в банке несут территориальную ответственность, а в разных странах создаются дочерние компании, отвечающие за деятельность внутри данного региона. В дальнейшем орг. струк­тура в зависимости от ситуации может строиться по функциональному или диви­зионному принципу.

4 модель организационной структуры банка ориентируется на группы клиентов, каждая из которых характеризуется опред. интереса­ми, потребностями и нуждается в специфическом обслуживании через отд. подразделение. В качестве отдель­ных групп клиентов м.б. выделены: мелкие, средние и крупные предприя­тия; представители свободных и творческих про­фессий; состоятельные частные клиенты; массовые клиенты (физические лица); институциональные клиенты (пенсионные фонды, страховые общества, юридиче­ские общества) и т.п.