logo
Vse_lektsiyi_po_ODKB

7. Кредитная политика

Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулиро­вать свою кредитную политику. Ее готовят кредитные менеджеры и затем представляют этот до­кумент Совету директоров на одобрение.

Чтобы быть эффективной, кредитная политика должна подвергаться периодическим ревизиям: по крайней мере раз в год.

Кредитная политика — это стра­тегия и тактика банка в области кредитных операций, в части стратегии она вбирает в себя приоритеты, принципы и цели банка на кредитном рынке, а в части тактики — финансовый и иной инструментарий, используемый дан­ным банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения и порядок организации кредитного процесса.

Кредитную политику можно определить как сис­тему мер банка в области кредитования его клиентов, осуществляе­мых банком для реализации его стратегии и тактики, с определением приоритетов в процессе развития кредитных отношений, с одной сто­роны, и функционирования кредитного механизма — с другой.

Це­ль кредитной политики - создание условий для высокодоходного размещения привлеченных средств при оптими­зации рисков и развитии клиентского портфеля. Развитие клиентского портфеля подразумевает привлечение новых клиентов и удержание уже имеющихся на основе диверсификации кредитных продуктов банка.

Общую цель кредитной политики банка можно детализировать по направлениям:

  1. определение приемлемого уровня риска в свете желаемой прибыльности;

  2. максимизация долгосрочного дохода;

  3. обеспечение адекватной ликвидности и диверсификации риска;

  4. удовлетворение кредитных нужд общества;

  5. обеспечение унифицированности политики и процедур банка;

6) обеспечение соответствия законам и регулятивным нормам.

Важнейшие общие принципы кредитной политики банка: науч­ная обоснованность, оптимальность, эффективность, единст­во всех элементов кредитной политики.

Специфическими принципами кредитной политики банка являются: доходность, прибыльность, безопасность, надежность.

Определить и утвердить свою кредитную политику — значит сфор­мулировать и закрепить в необходимых внутренних документах по­зицию руководства банка как минимум по следующим вопросам:

а) приоритеты банка на кредитном рынке, т.е. предпочтительные для банка:

объекты кредитования (отрасли, виды производств или ино­го бизнеса);

категории заемщиков (органы власти, государственные и иные предприятия и организации, частные лица);

характер отношений с заемщиками (курс на долгосрочные и партнерские отношения либо на разовые кредитные сделки, сочетание кредитования с другими видами банковского об­служивания, мера откровенности и доверия с обеих сторон);

виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов;

схемы обслуживания кредитов;

формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

б) цели кредитования:

ожидаемый уровень рентабельности кредитов;

иные (не связанные непосредственно с получением при­были) цели.

При формировании кредитной политики банки руководствуются следующими принципами:

■ удовлетворения потребностей рынка в кредитах в пределах сферы деловой активности банка.

Соблюдение этих принципов позволяет банку сформи­ровать стратегические и тактические направления в органи­зации кредитной деятельности, обеспечив тем самым эффективность и оптимизацию кредитной политики.

Каждый банк самостоятельно разрабатывает документ о кредитной политике: он может составляться на длительную перспективу (несколько лет) с еже­годным уточнением его положений, а также на текущий отчетный год (второй вариант получил наибольшее распространение).

На практике при разработке кредитной политики банки учитывают ряд факторов:

1. Макроэкономические факторы: общее состояние экономики страны; денежно-кредитная

политика Банка России;

■ финансовая политика Правительства РФ. 2. Региональные и отраслевые факторы: состояние экономики в регионах и состояние дел в отраслях,

обслуживаемых банком; состав клиентов, их потребность в кредите; наличие банков-

конкурентов и их преимущества. 3. Внутрибанковские факторы: состояние планирования в банке; эффективность внутреннего контроля; требования надзорных органов; структура пассивов банка; уровень квалификации персонала банка, его опыт.

Каждый банк должен разработать свою индивидуальную кредит­ную политику, отражающую его конкретные потребности, и оформить ее в виде документа. На практике различия документов о кредитной политике вытекают из специфики банков, их целей, рынков, финан­совых структур, размера и структуры ресурсной базы, напряженности конкурентной ситуации, опыта персонала.

«Кредитная политика» — основной документ, направляющий и ре­гулирующий деятельность банка в области кредитования. Кроме того, в банке д.б. разработан

комплект инструктивных и методических материалов, регламентирующих различные аспекты организации его работы на кредитном рынке. Такой комплект материалов включает:

  1. Положение о кредитном подразделении банка;

  2. Должностные инструкции сотрудников кредитного подраз­деления;

  3. Положение (регламент) по проведению кредитных операций; в наиболее желаемом варианте он может включать следующие разделы (их можно понимать как части единого документа или как самостоятельные документы):

  1. Регламент по предоставлению межбанковских кредитов и раз­мещению депозитов в других банках

  2. отдельные положения по кредитованию юрид. лиц в разрезе видов кредитования, приемлемых для банка (разовые кредиты, овердрафты, открытые кредитные линии, факторинг, лизинг, ипотека, инвестиционные кредиты и т.д.);

  1. Положения по кредитованию физ. лиц на потребительские цели, на предпринимательскую деятельность и т.д.;

  2. Положения (Методики) по работе с обеспечительными обяза­тельствами по возврату кредитов, применяемыми в банке, и о порядке их оформления;

  3. Положение о порядке предоставления гарантий в пользу третьих лиц;

9) Положение о порядке учета векселей и вексельном кредитова­нии заемщиков;

  1. Положение о порядке формирования и использования резер­вов на возможные потери по ссудам и приравненной к ним задолженности;

  2. Положение о Кредитном комитете банка;

  3. Методические указания по анализу: финансового состояния заемщиков, в т.ч. банков,

13) Методики:

При составлении эффективной кредитной политики менеджеры должны выбрать различные методики по оценке: уровня кредитного риска, диверсификации риска, концепции кредит­ного портфеля. В связи с этим в теории и на практике различают три вида рисковых стратегий в области кредитования

  1. Высокорисковая стратегия - предполагает ориентацию на значительный вес высокорисковых и одновременно высокоприбыльных операций. Такая стратегия возможна в течение корот­кого периода времени при условии относительно стабильной макросреды, наличия у банка эффективной маркетинговой службы и высококвалифицированного персонала.

  2. Стратегия диверсификации риска - дает возможность рацио­нального соотношения доходности и надежности банка. Однако при осуществлении такой стратегии банк вынужден часто отказываться от высокоприбыльных сделок с относительно высокой степенью риска.

  3. Стратегия минимизации риска - увеличивает надежность банка, с одной стороны, но означает практический отказ от высокодоходных кредитных операций, что, в конечном счете, ухудшает показатели рентабельности банка.

В зависимости от экономической ситуации в стране, состояния конкуренции на банковском рынке и своего финансового положения банк выбирает конкретную стратегию в области кредитования в тот или иной момент времени.