logo
Vse_lektsiyi_po_ODKB

1. Задачи и принципы организации банковской деятельности

Главное в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений - реализовать три наиболее суще­ственные цели — добиться высокой рентабельности, достаточной ликвид­ности и устойчивого развития банка.

В конечном счете, цели банка достигаются главным образом на ос­нове улучшения взаимосвязи всех элементов организационной структуры банка с внешней средой.

Задача организации банковской деятельности состоит в том, чтобы

- посред­ством разделения труда, создания организационных структур (отделов, групп, управлений, комитетов и т.п.) содействовать реализации целей банка

- наладить и координировать работу пер­сонала организационных структур в соответствии с поставленными целями.

Для этого важными становятся также задачи по организации информационного обес­печения, разработке правил и процедур осуществления различных видов банков­ской деятельности.

Таким образом, функции организации состоят в том, чтобы обеспечить эффективную деятельность банка посред­ством создания орг. структур, налаживания их работы.

Принципы организации работы банка

Банк, как правило, организован по функциональному принципу, т.е. его структура привязана к его конкретной деятельности. В составе управления банком есть подразделения, занимающиеся кредитованием, организующие расчетные операции. Таких элементов нет в аппарате управ­ления производственным предприятием.

Принцип соответствия поставленным це­лям. Гл. целью банка является обеспечение устойчивого развития, в т.ч. поддержание его ликвидности, доходно­сти, конкурентоспособности и др. Это означает, что в банке д.б. структуры, регулирующие его платежеспо­собность, изучающие потребности рынка; подразделения, «зарабатывающие деньги»; отделы, планирующие дохо­ды и расходы, составляющие бюджет в целом по банку и по его подразделениям, обеспечивающие экономию затрат.

Принцип иерархии властных полномочий подразделений. Существуют два властных звена: высшее звено управления и прочие подразделения банка. К высшему звену относятся совет банка, его правление, ревизионная комиссия, разл. рода комитеты, объединяющие наи­более квалифицированную часть банковского персонала и peшающие наиболее принципиальные вопросы. К прочим подразделениям относятся др. управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением иных работ.

Принцип обеспечения совместных и координированных действий. Например, наряду с кредит­ными подразделениями в качестве поддержки д.б. созданы отделы (группы) по учету выдачи и погашения ссуд, юридические службы, специ­альные группы сотрудников по проверке кредитоспособности клиентов, качества залога и гарантий.

Принцип рационализации уп­равления - работа банка д.б. организована так, чтобы обеспечивать его развитие по линии внедрения новых услуг, со­кращения затрат, повышения производительности труда, иссле­дования рынка.

Принцип обеспе­чения целостности и соответствия условиям окружающей среды. Каждое подразделение совершенствует свою деятельность в соответствии с изменением условий окру­жающей среды.

Принцип обеспечения контроля. Обязательным элементом структуры банка выступают внутр. контроль и аудит и внешний аудит. Подразделения внутр.аудита призваны контролировать законность выполняемых мероприя­тий, их соответствие нормам и предписаниям ЦБ РФ. Аудиторские проверки организуются ив рамках головного банка, и по его филиалам. Внешний аудит обеспечивается аудиторской фирмой, имеющей лицензию.

Принцип регламентации деятельности персонала. Банки разрабатывают устав, положения об отделах и службах, квалификац. характеристики, должностные инструкции.

Принцип обеспечения банка oneративной и достаточной информацией, новыми методами ее обработки.. Для этого в банке создаются подразделения, занимающиеся сбором и обработкой необходимых данных.

Конечными целями формирования структуры банка явля­ются удобство управления всем комплексом банковской дея­тельности, повышение качества предоставляемых клиентам банковских услуг, производительности труда банковских слу­жащих, достижение прибыльного хозяйствования. Поэтому банковская структура не может быть застывшей, она должна видоизменяться, быть подвижной:

1) Банк должен приспосабливать свою структуру к завтрашнему дню.. Из отдельных групп сотрудников могут создаваться секторы, затем отделы, при необходимости управления.

2) подвижность структуры может быть продик­тована изменением текущих задач. Анализ банковского рынка выявляет нерентабельность одних и высокую рентабельность др.операций. Это приводит к сокра­щению одних и расширению других подразделений

Факторы, влияющие на структуру аппарата управления банка

1.Размер банка и численность его персонала.

2. Квалификация персонала.

3. Уровень универсализации или специализации банка.

4. Необходимость экономии на затратах и эффективной загрузки банковского персонала.