logo
Vse_lektsiyi_po_ODKB

4. Матричные модели организационных структур банка

пред­ставляют собой комбинацию двух и более принципов деления орг.структур.

Двухмерная матричная модель использу­ет комбинацию функционального деления и деления по группам клиентов, что по­зволяет более обстоятельно решать вопросы управления. Два сотрудника (руко­водителя), отвечающих за свой участок деятельности, имеют возможность, высказать свою точку зрения и прийти к соглашению, в большей степени отвеча­ющему потребностям как банка, так и клиента.

Использование двухмерной матричной модели обычно приводит к формированию подразделений, осуществляющих те или иные операции, и служб, осуществляющих продажу продукта. В международной практике службы, занимающиеся сбытом услуг, принято называть «front office». Их задачей яв­ляется продажа продукта, привлечение новых клиентов и т.д.

Сфера, осущест­вляющая банковские операции, получила название «back office». Ее задачей яв­ляется анализ операций или проектов, их оценка, принятие решения по данным проектам или операциям и контроль за их выполнением.

При решении вопросов на высшем уровне двухмерная модель позволяет учесть конъюнктуру рынка, потребности групп клиентов; ориентировать сбыт продуктов по новым каналам.

Для двухмерной модели характерно наличие различной компетенции двух служб — централизованной функциональной и службы сбыта, что делает необхо­димым их кооперацию и координацию. Для этого в банке формируется связующее звено — группы поддержки продажи, куда входят специалисты, задачей которых является консультирование службы маркетинга по вопросам организации, напри­мер, внешнеторговых операций, операций с недвижимостью, эмиссии ценных бу­маг и т.п. Роль этих специалистов не только в более углубленной подготовке ре­шений по тому или иному вопросу, но и в обеспечении обмена опытом и знаниями между функциональными отделами и службой маркетинга. Практика показыва­ет, что данные специалисты при необходимости могут брать на себя и функции обоих подразделений. В целом двухмерную матричную модель в этом случае мож­но представить в виде схемы (рис. 3.1).

Двухмерная матричная модель может быть применена в сочетании отраслевого и клиентского (потребительского) принципов и в сочетании функ­ционального и отраслевого принципов

Трехмерная матричная модель базируется на комбинации трех равнозначных критериев - функционального и региональ­ного принципов и принципа разделения по группе клиентов (рис. 3.2). Достоинством: в процессе принятия решения одновременно учитываются три точки зрения. Ответственность за отдельные группы и сегменты рынка закрепляется на высшем уровне управле­ния банком.

Многомерные матричные модели. Четырехмерная модель, основанная на комбинации четырех принципов (ориентация на продукт, отрасль деятельности, география и группы клиентов), на практике встречается довольно редко. В запад­ной литературе приводится ее описание в следующем виде (рис. 3.3).

Такая структура позволяет банку находить новых клиентов (через отделы продаж, диф­ференцированных по регионам), укреплять сотрудничество с уже имеющимися клиентами (посредством учета их особых интересов). В таком случае банки на­строены на предоставление широкого перечня операций и услуг одним и тем же клиентам и стремятся к выполнению функций «семейного банка», «банка фирмы (предприятия)».

Рассматриваемая матричная модель позволяет дифференцировать услуги с учетом поставленных целей, гарантировать их качество, создавать отделы за­просов и рекламаций, повышая тем самым заинтересованность клиентов в даль­нейшем сотрудничестве с банком.

Командная организация работы. Эффективность многомерных моделей орг. структур банка повысится еще больше при создании команд.

Командно-ориентированные структуры уп­равления призваны улучшить качество и ускорить осуществление принимаемых решений. Суть командного (группового) подхода состоит в переносе права при­нятия решений от одного лица на группу сотрудников, общая система управле­ния при этом не претерпевает существенных структурных изменений. Внутри группы (команды) сотрудников нет ранговых различий, нет начальников и подчиненных, функции каждого сотрудника устанавливаются в зависимости от по­ставленной задачи и с учетом их инд. способностей.

Командная организация работы на базе общей групповой цели побуждает к единообразному поведению, вырабатывает общую ответственность за выполнение поставленной задачи; приводит к децентрализации процесса принятия решений; реше­ния принимаются группой самостоятельно на базе коллективных действий. Считается, что командно-ориентированная структура улучшает межлично­стные отношения, устраняет конфликты интересов. Команды м.б. образованы не только в головном офисе, но и в регио­нальных филиалах.

Однако групповые орг. структуры нередко нарушают прин­ципы отношений подчинения, приводят к угнетению индивидуализма, требуя чрезмерно единообразного поведения. Тем не менее, последние изменения в бан­ковской практике свидетельствуют о том, что командно-ориентированной струк­туре управления придается все большее значение и в будущем она может сыграть большую роль.

В целом рассмотрение моделей организационных структур банка свидетель­ствует об их многообразии. Наиболее эффективными считаются мат­ричные модели, более приближенные к рынку.

------------------

Банковский аутсорсинг (аутсорсинг в банковской сфере) - процесс полной или частичной передачи банком отдельных функций или бизнес-процессов для выполнения сторонней организации, которая высту­пает в качестве исполнителя услуг и осуществляет управление процессом реализации данной услуги или бизнес-процесса.

Ресурсы коммерческого банка

1. Понятие и состав ресурсов коммерческого банка

2. Понятие, состав и функции собственного капитала банка

3. Формирование капитала банка

4. Достаточность собственного капитала банка

5. Привлеченные депозитные средства банков

6. Недепозитные средства