4. Матричные модели организационных структур банка
представляют собой комбинацию двух и более принципов деления орг.структур.
Двухмерная матричная модель использует комбинацию функционального деления и деления по группам клиентов, что позволяет более обстоятельно решать вопросы управления. Два сотрудника (руководителя), отвечающих за свой участок деятельности, имеют возможность, высказать свою точку зрения и прийти к соглашению, в большей степени отвечающему потребностям как банка, так и клиента.
Использование двухмерной матричной модели обычно приводит к формированию подразделений, осуществляющих те или иные операции, и служб, осуществляющих продажу продукта. В международной практике службы, занимающиеся сбытом услуг, принято называть «front office». Их задачей является продажа продукта, привлечение новых клиентов и т.д.
Сфера, осуществляющая банковские операции, получила название «back office». Ее задачей является анализ операций или проектов, их оценка, принятие решения по данным проектам или операциям и контроль за их выполнением.
При решении вопросов на высшем уровне двухмерная модель позволяет учесть конъюнктуру рынка, потребности групп клиентов; ориентировать сбыт продуктов по новым каналам.
Для двухмерной модели характерно наличие различной компетенции двух служб — централизованной функциональной и службы сбыта, что делает необходимым их кооперацию и координацию. Для этого в банке формируется связующее звено — группы поддержки продажи, куда входят специалисты, задачей которых является консультирование службы маркетинга по вопросам организации, например, внешнеторговых операций, операций с недвижимостью, эмиссии ценных бумаг и т.п. Роль этих специалистов не только в более углубленной подготовке решений по тому или иному вопросу, но и в обеспечении обмена опытом и знаниями между функциональными отделами и службой маркетинга. Практика показывает, что данные специалисты при необходимости могут брать на себя и функции обоих подразделений. В целом двухмерную матричную модель в этом случае можно представить в виде схемы (рис. 3.1).
Двухмерная матричная модель может быть применена в сочетании отраслевого и клиентского (потребительского) принципов и в сочетании функционального и отраслевого принципов
Трехмерная матричная модель базируется на комбинации трех равнозначных критериев - функционального и регионального принципов и принципа разделения по группе клиентов (рис. 3.2). Достоинством: в процессе принятия решения одновременно учитываются три точки зрения. Ответственность за отдельные группы и сегменты рынка закрепляется на высшем уровне управления банком.
Многомерные матричные модели. Четырехмерная модель, основанная на комбинации четырех принципов (ориентация на продукт, отрасль деятельности, география и группы клиентов), на практике встречается довольно редко. В западной литературе приводится ее описание в следующем виде (рис. 3.3).
Такая структура позволяет банку находить новых клиентов (через отделы продаж, дифференцированных по регионам), укреплять сотрудничество с уже имеющимися клиентами (посредством учета их особых интересов). В таком случае банки настроены на предоставление широкого перечня операций и услуг одним и тем же клиентам и стремятся к выполнению функций «семейного банка», «банка фирмы (предприятия)».
Рассматриваемая матричная модель позволяет дифференцировать услуги с учетом поставленных целей, гарантировать их качество, создавать отделы запросов и рекламаций, повышая тем самым заинтересованность клиентов в дальнейшем сотрудничестве с банком.
Командная организация работы. Эффективность многомерных моделей орг. структур банка повысится еще больше при создании команд.
Командно-ориентированные структуры управления призваны улучшить качество и ускорить осуществление принимаемых решений. Суть командного (группового) подхода состоит в переносе права принятия решений от одного лица на группу сотрудников, общая система управления при этом не претерпевает существенных структурных изменений. Внутри группы (команды) сотрудников нет ранговых различий, нет начальников и подчиненных, функции каждого сотрудника устанавливаются в зависимости от поставленной задачи и с учетом их инд. способностей.
Командная организация работы на базе общей групповой цели побуждает к единообразному поведению, вырабатывает общую ответственность за выполнение поставленной задачи; приводит к децентрализации процесса принятия решений; решения принимаются группой самостоятельно на базе коллективных действий. Считается, что командно-ориентированная структура улучшает межличностные отношения, устраняет конфликты интересов. Команды м.б. образованы не только в головном офисе, но и в региональных филиалах.
Однако групповые орг. структуры нередко нарушают принципы отношений подчинения, приводят к угнетению индивидуализма, требуя чрезмерно единообразного поведения. Тем не менее, последние изменения в банковской практике свидетельствуют о том, что командно-ориентированной структуре управления придается все большее значение и в будущем она может сыграть большую роль.
В целом рассмотрение моделей организационных структур банка свидетельствует об их многообразии. Наиболее эффективными считаются матричные модели, более приближенные к рынку.
------------------
Банковский аутсорсинг (аутсорсинг в банковской сфере) - процесс полной или частичной передачи банком отдельных функций или бизнес-процессов для выполнения сторонней организации, которая выступает в качестве исполнителя услуг и осуществляет управление процессом реализации данной услуги или бизнес-процесса.
Ресурсы коммерческого банка
1. Понятие и состав ресурсов коммерческого банка
2. Понятие, состав и функции собственного капитала банка
3. Формирование капитала банка
4. Достаточность собственного капитала банка
5. Привлеченные депозитные средства банков
6. Недепозитные средства
- Тема 2. Создание кредитных организаций и их структурных подразделений
- 2) Этап подготовки и подписания учредительных документов.
- 3) Государственная регистрация.
- IV. Получение лицензии на осуществление банковской деятельности
- 2. Основания для отказа в гос. Регистрации ко и выдаче ей лицензии:
- 3. Открытие (закрытие) подразделений ко на территории рф
- 5. Ликвидация кредитной организации
- 1. Задачи и принципы организации банковской деятельности
- 2. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
- 3. Линейные модели организационных структур банка
- 4. Матричные модели организационных структур банка
- 1. Понятие и состав ресурсов коммерческого банка
- 2. Понятие, состав и функции собственного капитала банка
- 3. Формирование капитала банка
- 4. Достаточность капитала –
- 5. Привлеченные депозитные средства банков
- Классификация депозитов
- Сравнительная характеристика срочных вкладов и вкладов до востребования
- 6. Недепозитные средства:
- 2. Схема лизинга. Содержание договора лизинга
- 3. Методика расчета лизинговых платежей
- 1. Организация процесса потребительского кредитования
- 1) Привлечение и консультирование заемщика
- 2. Целевые потребительские кредиты
- 3. Нецелевые кредиты на текущее потребление
- 4. Ипотечное жилищное кредитование
- 1. Целевые кредиты
- 2. Кредитование по овердрафту
- 3. Кредитование в форме открытия кредитной линии
- 4. Вексельные кредиты
- 6. Синдицированное кредитование
- 1. Рассмотрение кредитной заявки и беседа с клиентом
- 3. Подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита
- 5. Контроль банка за выполнением условий договора и погашением кредита
- 3. Формирование резерва на возможные потери по ссудам
- 4. Требования к процессу выдачи банком и возврата клиентом кредита
- 7. Кредитная политика