5. Функции политических лидеров
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель — программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из сказанного, можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач обеспечения выхода страны из тупика.
Аналитическая функция, или функция постановки диагноза. То есть глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.
Функция разработки программы действий. В выполнении ее большую роль играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.
Функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся. История знает много примеров, когда выдвинутая политическим лидером программа была успешно реализована.
Названные функции характерны для чрезвычайной ситуации. В условиях относительной стабильности общества подлинный политический лидер остается новатором, постоянно генерирующим новые идеи, выдвигающим новые цели и задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций существенно расширяется и включает новаторскую, коммуникативную, организаторскую, координационную, интегративную функции. Рассмотрим их подробнее.
Новаторская функция означает, что политический лидер вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляются обновление, реорганизация политических структур Аккумулируя и генерируя новые идеи и концепции, политический лидер формулирует новые социальные цели и задачи, обосновывает стратегические приоритеты и тактические способы и методы их достижения Каждое политическое решение должно быть глубоко продумано, тщательно проанализировано на многовариантной основе, поскольку сфера политики — вид рисковой деятельности, затрагивающей судьбы миллионов людей Выдвижение общенациональных целей и программ с необходимостью требует всестороннего анализа социальных, материальных, финансовых и политических ресурсов их реализации.
Коммуникативная функция предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в их практической деятельности Политический лидер — своеобразный аккумулятор идеи и настроении в обществе, выразитель жизненных стремлений и желании людей. Ведь главный смысл и назначение всей политической деятельности лидеров — служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп Поэтому проведение прогрессивной и взвешенной политики невозможно без всестороннего учета запросов и потребностей людей — их стремлении к справедливости, миру, безопасности, благосостоянию и свободе. Поэтому политический лидер должен следить за постоянно меняющимися общественными настроениями и мнением, отражающим динамику преобразующейся жизни Политические лидеры должны обладать даром предвидения новых проблем и противоречии в обществе.
Организаторская функция логически вытекает из новаторской и коммуникативной функции Речь идет о мобилизации народных масс на воплощение политических программ и решении в жизнь. Чтобы направлять и организовывать действия масс, политический лидер должен обладать организаторскими качествами, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его социальную активность, объединяя усилия всех слоев общества. Определение направления совместной деятельности — это еще не все, чтобы осуществить крупные преобразования. Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников реформ. Организация, регулирование и контроль за ходом преобразований — все это неотъемлемые стороны организаторской деятельности политических лидеров Организатора политических решений можно сравнить с капитаном корабля или с пилотом самолета, который готовит и осуществляет пилотирование (корректирует, регулирует, контролирует приборы).
Координационная функция есть продолжение организаторской и направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразовании — институтов и учреждении власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти парламента, органов исполнительной и судебной власти.
Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия. Она предусматривает обеспечение жизнеспособности политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп. Политические лидеры обязаны предвидеть социальные аспекты реформ, избегать нежелательного эффекта резкого расслоения и поляризации общества, принимать упреждающие социальные и политические меры в целях предотвращения различного рода социальных взрывов и конфликтов. Чтобы избежать кризисных ситуации и непродуманных, рискованных политических шагов, политические лидеры должны уделять большое внимание изменениям в общественной жизни и мнении, в том числе и по вопросам поддержки населением правительственного курса, своевременно корректировать его с учетом новых реалии изменившейся ситуации
Задача поддержания консенсуса в обществе — это ключевая функция политического лидера Поддержание социальной целостности общества невозможно без целенаправленных усилии в русле сплочения всех социальных слоев общества. Именно преодоление кризисных явлении и своевременное разрешение противоречии способствуют развитию интегративных общественных процессов и поддержанию целостности социальной системы Невнимание к обострившимся социальным вопросам способно вызвать не только социальную напряженность, но и политическую нестабильность. Поэтому значение интегративной функции поистине трудно переоценить.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам