4. Авторитарный политический режим
Авторитарный (от лат. autorias — власть) режим — государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатура одного лица или группы. При этом, однако, государственный контроль не распространяется на внеполитические сферы: экономику, культуру, религию и т.д.
Исторический опыт показывает, что авторитарный режим возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Поскольку такие ситуации в развитии мирового сообщества — явление весьма частое, то очевидно, что авторитаризм относится к достаточно распространенным политическим режимам. Много примеров авторитарного режима знают и история, и современность. В частности, во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки. В СССР после 1953 г. начинается превращение тоталитарного режима в авторитарный.
Чрезвычайные условия, в которых «стартует» авторитарный политический режим, определяют и основную выдвигаемую им цель — навести в стране порядок, обеспечить нормальные условия жизни общества. Данная цель, в свою очередь, определяет средства её достижения (прежде всего это концентрация политической власти в едином центре принятия решений), а также возможности и состояние всех сфер общественной жизни и всех социальных слоев.
Поскольку конкретные условия возникновения авторитарных режимов различны, постольку каждый из них имеет свои отличительные характеристики. В нашу задачу входит, так же как и при изучении демократического и тоталитарного режимов, выделить общие черты, присущие всем авторитарным режимам, и специфические особенности, позволяющие говорить о различных типах авторитаризма. Кроме того, необходимо рассмотреть отличие авторитаризма от тоталитаризма.
К общим чертам авторитарных политических режимов относятся следующие.
1. Отчуждение народа от власти. Ее носителем является либо один человек, либо группа. Это могут быть харизматический лидер, монарх, военная хунта, диктаторы, популистские лидеры. Им принадлежит неограниченная и неконтролируемая обществом власть. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и политической властью. Возведения мостов через эту пропасть избегают и государство, и народ.
2. Отсутствие единой идеологии. Авторитарные лидеры (в отличие от тоталитарных) не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям, например, преобразовать мир. Они просто констатируют, что общество находится на самом краю пропасти, и берут на себя задачу спасти его, после чего, по их утверждению, они готовы отдать власть.
3. Опора на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости заставить непокорных повиноваться. Однако данный режим не прибегает к массовым репрессиям, как это происходит при тоталитаризме. Более того, он может пользоваться популярностью у населения, особенно если положительные результаты его активности вполне очевидны.
4. Монополизация политики. Вся политическая деятельность становится исключительной функцией политической власти. Соответственно запрещены все иные субъекты политики: политическая оппозиция, политические партии и другие общественные организации. В отдельных случаях при авторитаризме допускается ограниченное число профсоюзов и политических партий, но они действуют под строгим контролем власти.
5. Отказ от полного, тотального контроля над обществом. Авторитарный режим в своем наиболее развитом виде основан на принципе — «разрешено все, кроме политики». Власть отказывается от нереальных претензий на всеобщий контроль и оставляет под своим полным контролем лишь несколько зон: собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок, внешнюю политику. Кроме того, политическая власть активно вмешивается в организацию социального обеспечения и выработку общей стратегии развития. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне государственного контроля.
6. Формирование правящей элиты не демократическим путем, а посредством назначения сверху. В результате окружение авторитарного лидера подбирается на основе личных симпатий и преданности вождю, а не в соответствии с деловыми качествами и способностями.
Таковы общие черты, присущие всем авторитарным режимам.
Однако эти режимы имеют и специфические черты, в соответствии с которыми проводятся их дифференциация и типология.
Приведем типологию авторитарных режимов, предложенную известным польским политологом Е. Вятром.
1. Военное правление. Власть захватывают военные. Политическая деятельность либо вообще запрещается, либо резко ограничивается. Так, с приходом в 1973 г. к власти в Чили военной хунты во главе с Пиночетом все партии были запрещены. Примером авторитарного режима данного типа, который хотя и допускал существование политических партий, но при этом их деятельность ограничивал, является Польша при маршале Пилсудском.
2. Теократический авторитарный режим. Этот тип означает сосредоточение политической власти в руках фанатичного религиозного клана. Такой режим установился в Иране после революции 1979 г. Правда, по сумме характеристик теократический режим весьма похож на тоталитарный.
3. Персонифицированный режим, когда власть принадлежит политическому лидеру без сильных институтов власти (кроме полиции). Такие режимы крайне недолговечны, ибо не позволяют лидеру находиться у власти достаточно продолжительное время.
4. Монархические авторитарные режимы. Существуют в Иордании, Марокко, Саудовской Аравии и др.
5. Неоавторитарные режимы отличаются допущением массовых партий (например, в Мексике), существованием оппозиции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются.
Изучив три основных вида политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный, — можно ответить достаточно полно на вопрос, чем отличается авторитарный режим от тоталитарного.
Во-первых, одно из различий связано с пониманием цели, которую преследует режим. Тоталитаризм связан, как правило, с утопической идеей. Например, «третий рейх» намеревался существовать тысячу лет. Советская коммунистическая система полагала, что она вечна. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Как уже было отмечено, их цель — выполнить конкретную задачу, а именно вывести страну из тупика. Например, когда в итоге 20-и лет авторитарного режима Пиночета страна была выведена из экономического кризиса, хунта во главе с Пиночетом не препятствовала проведению всеобщих выборов главы государства и парламента.
Во-вторых, если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, свободных от государственного контроля. Принцип тоталитарного общества, как уже было отмечено, — «разрешено то, что приказано властью», а авторитарного — «разрешено то, что не имеет отношения к политике».
В-третьих, в тоталитарном обществе осуществляется систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
В-четвертых, в тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от народа — послушание и скромность. При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от общества — послушание и профессионализм.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9
- Содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. "Политический рынок" и "политические товары"
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам