logo search
Vse_lektsiyi_po_ODKB

1) Привлечение и консультирование заемщика

-привлечение клиента,

- информирование его об основных кредитных продуктах банка и условиях кредитования

- помощь в выборе кредитного продукта

- определение перечня необходимых документов и требований к их оформлению,

- формирование пакета документов для оформления кредита

2) предварительная оценка заемщика. Кредитный менеджер

- анализирует представленные заемщиком документы

- проводит собеседование (уточняет информацию о заемщике, формирует свое мнение о нем (уравновешенность, ответственность, обязательность, понимание требований и условий банка, нацеленность на работу с банком и др.)

- заполняет анкету заемщика.

- при необходимости требует представить доп. документы.

Результат: предварительная оценка заемщика, создание его «психологического портрета».

Некоторые банки на этом этапе проводят заявочный скоринг - отсекают неблагонадежных клиентов.

Данные по всем клиентам накапливаются в банке и используются для корректировки методик оценки кредитоспособности.

Основная задача данного этапа — собрать максим. количество информации о заемщике для оценки его кредитоспособности и принятия обоснованного решения о возможности кредитования.

3) оценка кредитоспособности заемщика. Кредитный аналитик или андеррайтер:

-анализирует заявку заемщика по методике банка

-оценивает его кредитоспособность и кредитоспособность поручителей,

- присваивает заемщику кредитный рейтинг

- принимает решение о необходимости залога и с привлечением специалистов проводит его оценку.

Итог - заключение о возможности выдачи кредита, определение максимально возможной суммы кредита и его срока.

4) санкционирование кредита - решение о выдаче кредита в рамках полномочий для менеджеров разных уровней и коллегиальных органов. Для каждого менеджера определяются лимиты санкционирования по разл.видам кредитов. Они регулярно пересматриваются с учетом уровня просроченной задолженности по кредитам, санкционированным данным менеджером.

5) оформление кредитного договора и выдача кредита. Кредитный менеджер

- оформляет кредитный договор и др. договоры, (залога, поручительства, страхования).

- контролирует соответствие условий договоров регламентам по кредитованию

- контролирует оплату заемщиком комиссии и др.платежей,

После подписания кредитного договора оформляются документы на выдачу кредита и происходит его выдача — наличными либо безналичными перечислениями. Кредитный менеджер формирует кредитное досье

6. мониторинг и сопровождение кредита. Кредитный менеджер (или кредитный контролер) осуществляет контроль:

По просьбе заемщика он готовит

В рамках кредитного мониторинга проводится работа

При погашении кредита кредитный менеджер

Если заемщик нарушает условия кредитного договора, возникает просроченная задолженность по кредиту, данный кредит, как правило, передается в спец. подразделение банка по работе с проблемными кредитами, менеджеры которого анализируют причины возникновения проблем с погашением кредита и вырабатывают меры по их преодолению: превентивные, реабилитационные, правовые

Превентивные меры (если финансовые проблемы заемщика носят временный характер)

При этом происходит снижение кредитного рейтинга заемщика и увеличение резервов на возможные потери по ссудам.

Реабилитационные меры (при готовности заемщика к конструктивному сотрудничеству):

Меры правового характера (когда нет реальных перспектив погашения заемщиком задолженности самостоятельно):

Во многих банках в процессе потребительского кредитования участвуют два подразделения: отдел продаж и кредитный отдел.

Отдел продаж

Кредитный отдел работает с уже привлеченными клиентами:

При такой организации кредитного процесса достигается

Разделение функций по взаимодействию с клиентами и по оценке их кредитоспособности

между разными подразделениями банка снижает роль субъективного фактора при решении вопроса о выдаче кредита.

Статьи доходов и расходов заемщика, учитываемые при оценке платежеспособности:

Месячный доход= з/п за вычетом налогов+ пособия на детей + пенсия +%% по вкладам

и ценным бумагам + прочие доходы

Месячный расход = текущие расходы + взносы по страхованию +обслуживание предыдущих ссуд + плата за жильё и коммун. услуги + прочие расходы

Начисление %% по кредиту обычно ежемесячно до дня возврата кредита, но м.б. другие сроки (д.б. четко прописаны в кредитном договоре)

ФЗ «О банках и банковской деятельности»: "По кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.".

Банки начисляют проценты на остаток суммы ссудной задолженности заемщика.

2 способа расчета ежемесячного платежа: дифференцированный и аннуитетный.

При заключении договора заемщик получает на руки полный график платежей: на каждый месяц сумма платежа по основному долгу и %%

ФЗ «О банках и банковской деятельности»: «Кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом обязана предоставить ему информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора

Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора. В расчет полной стоимости кредита не включаются платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с несоблюдением им условий кредитного договора.» 17 ноября 2009 г. Постановление президиума ВАС: банки не вправе брать с заемщиков плату за ведение ссудного счета, открываемого при выдаче кредита.

«Сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца».(ст. 810, "ГК Ф»(часть вторая)" При оформлении потребительского кредита банки, как правило, предлагают клиентам передать сведения по договору и выполнению его условий в одно из кредитных бюро, где накапливаются данные по кредитным историям заемщиков. Передача сведений в бюро кредитных историй - в добровольном порядке. Любой заемщик вправе отказаться от нее, но наличие положительной кредитной истории при последующих обращениях в банк снижает размер платежей по кредитам.

Новые черты потребительского кредитования

1) расширяется ассортимент предоставляемых банками кредитов, более гибкими становятся условия кредитования;

2) банки активно сотрудничают с торговыми, сервисными, страховыми и другими организациями, предоставляя, комплексные продукты, в которые «встроена» услуга по кредитованию;

3) для предоставления кредитов наряду с традиционными каналами широко используются

возможности электронного банковского бизнеса.

Развитие потребительского кредитования таит в себе риски для банков и для клиентов.

Основные факторы риска для банков:

Трудности заемщиков — физических лиц:

-расчет реальных затрат по обслуживанию кредита,

- планирование своих расходов.

-плохая информированность о правах и от-ти за выполнение обязательств по кредитному договору.

Причины роста просроченной задолженности по потребительскому кредитованию в российских банках:

1. несовершенство применяемых методов управления кредитными рисками (попытка банков использовать приемы риск-менеджмента при кредитовании организаций).

- искажения оценки риска физических лиц, усложнение принятия решения о выдаче кредита).

2.в России отсутствует законодательное регулирование потребительских кредитов, взаимоотношения между заемщиком и банком определяются рядом норм общего характера, которые содержатся в ГК РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О защите прав потребителей».Законопроект «О потребительском кредите» давно разрабатывается..

Виды и условия предоставления потребительских кредитов. В зависимости от характера потребностей: 1) целевые потребительские; 2) нецелевые на текущее потребление 3) жилищные — на приобретение квартир и другой жилой недвижимости.