1. Задачи и принципы организации банковской деятельности
Главное в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений - реализовать три наиболее существенные цели — добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и устойчивого развития банка.
В конечном счете, цели банка достигаются главным образом на основе улучшения взаимосвязи всех элементов организационной структуры банка с внешней средой.
Задача организации банковской деятельности состоит в том, чтобы
- посредством разделения труда, создания организационных структур (отделов, групп, управлений, комитетов и т.п.) содействовать реализации целей банка
- наладить и координировать работу персонала организационных структур в соответствии с поставленными целями.
Для этого важными становятся также задачи по организации информационного обеспечения, разработке правил и процедур осуществления различных видов банковской деятельности.
Таким образом, функции организации состоят в том, чтобы обеспечить эффективную деятельность банка посредством создания орг. структур, налаживания их работы.
Принципы организации работы банка
Банк, как правило, организован по функциональному принципу, т.е. его структура привязана к его конкретной деятельности. В составе управления банком есть подразделения, занимающиеся кредитованием, организующие расчетные операции. Таких элементов нет в аппарате управления производственным предприятием.
Принцип соответствия поставленным целям. Гл. целью банка является обеспечение устойчивого развития, в т.ч. поддержание его ликвидности, доходности, конкурентоспособности и др. Это означает, что в банке д.б. структуры, регулирующие его платежеспособность, изучающие потребности рынка; подразделения, «зарабатывающие деньги»; отделы, планирующие доходы и расходы, составляющие бюджет в целом по банку и по его подразделениям, обеспечивающие экономию затрат.
Принцип иерархии властных полномочий подразделений. Существуют два властных звена: высшее звено управления и прочие подразделения банка. К высшему звену относятся совет банка, его правление, ревизионная комиссия, разл. рода комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть банковского персонала и peшающие наиболее принципиальные вопросы. К прочим подразделениям относятся др. управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением иных работ.
Принцип обеспечения совместных и координированных действий. Например, наряду с кредитными подразделениями в качестве поддержки д.б. созданы отделы (группы) по учету выдачи и погашения ссуд, юридические службы, специальные группы сотрудников по проверке кредитоспособности клиентов, качества залога и гарантий.
Принцип рационализации управления - работа банка д.б. организована так, чтобы обеспечивать его развитие по линии внедрения новых услуг, сокращения затрат, повышения производительности труда, исследования рынка.
Принцип обеспечения целостности и соответствия условиям окружающей среды. Каждое подразделение совершенствует свою деятельность в соответствии с изменением условий окружающей среды.
Принцип обеспечения контроля. Обязательным элементом структуры банка выступают внутр. контроль и аудит и внешний аудит. Подразделения внутр.аудита призваны контролировать законность выполняемых мероприятий, их соответствие нормам и предписаниям ЦБ РФ. Аудиторские проверки организуются ив рамках головного банка, и по его филиалам. Внешний аудит обеспечивается аудиторской фирмой, имеющей лицензию.
Принцип регламентации деятельности персонала. Банки разрабатывают устав, положения об отделах и службах, квалификац. характеристики, должностные инструкции.
Принцип обеспечения банка oneративной и достаточной информацией, новыми методами ее обработки.. Для этого в банке создаются подразделения, занимающиеся сбором и обработкой необходимых данных.
Конечными целями формирования структуры банка являются удобство управления всем комплексом банковской деятельности, повышение качества предоставляемых клиентам банковских услуг, производительности труда банковских служащих, достижение прибыльного хозяйствования. Поэтому банковская структура не может быть застывшей, она должна видоизменяться, быть подвижной:
1) Банк должен приспосабливать свою структуру к завтрашнему дню.. Из отдельных групп сотрудников могут создаваться секторы, затем отделы, при необходимости управления.
2) подвижность структуры может быть продиктована изменением текущих задач. Анализ банковского рынка выявляет нерентабельность одних и высокую рентабельность др.операций. Это приводит к сокращению одних и расширению других подразделений
Факторы, влияющие на структуру аппарата управления банка
1.Размер банка и численность его персонала.
2. Квалификация персонала.
3. Уровень универсализации или специализации банка.
4. Необходимость экономии на затратах и эффективной загрузки банковского персонала.
- Тема 2. Создание кредитных организаций и их структурных подразделений
- 2) Этап подготовки и подписания учредительных документов.
- 3) Государственная регистрация.
- IV. Получение лицензии на осуществление банковской деятельности
- 2. Основания для отказа в гос. Регистрации ко и выдаче ей лицензии:
- 3. Открытие (закрытие) подразделений ко на территории рф
- 5. Ликвидация кредитной организации
- 1. Задачи и принципы организации банковской деятельности
- 2. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
- 3. Линейные модели организационных структур банка
- 4. Матричные модели организационных структур банка
- 1. Понятие и состав ресурсов коммерческого банка
- 2. Понятие, состав и функции собственного капитала банка
- 3. Формирование капитала банка
- 4. Достаточность капитала –
- 5. Привлеченные депозитные средства банков
- Классификация депозитов
- Сравнительная характеристика срочных вкладов и вкладов до востребования
- 6. Недепозитные средства:
- 2. Схема лизинга. Содержание договора лизинга
- 3. Методика расчета лизинговых платежей
- 1. Организация процесса потребительского кредитования
- 1) Привлечение и консультирование заемщика
- 2. Целевые потребительские кредиты
- 3. Нецелевые кредиты на текущее потребление
- 4. Ипотечное жилищное кредитование
- 1. Целевые кредиты
- 2. Кредитование по овердрафту
- 3. Кредитование в форме открытия кредитной линии
- 4. Вексельные кредиты
- 6. Синдицированное кредитование
- 1. Рассмотрение кредитной заявки и беседа с клиентом
- 3. Подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита
- 5. Контроль банка за выполнением условий договора и погашением кредита
- 3. Формирование резерва на возможные потери по ссудам
- 4. Требования к процессу выдачи банком и возврата клиентом кредита
- 7. Кредитная политика